Найти тему
Русский Север

Как в межсезонье попасть на острова? Опыт одного города

Северная Двина - одна из крупнейших рек на Европейском севере. Она несёт свои воды через Вологодскую и Архангельскую области к Белому морю. В устье Двина образует большую дельту (площадь её около 900 квадратных километров) с многочисленными островами. Здесь-то и расположился Архангельск, город корабелов и моряков.

Теплоход "Балхаш" причаливает к берегу Кегострова. Фото автора.
Теплоход "Балхаш" причаливает к берегу Кегострова. Фото автора.

В отличие от Санкт-Петербурга, большая часть островных территорий здесь не связана с большой землёй мостами. Тем не менее, на этих островах живут люди, которые вынуждены ежедневно переправляться в город по рабочим и бытовым делам, а из города на острова необходимо завозить хлеб и другие продукты.
Летом всё просто: в навигацию с мая, как пройдёт ледоход, и до ноября, когда начнёт вставать лёд, по реке курсируют теплоходы, перевозя людей и ценные грузы. На некоторые острова даже ходят автомобильные паромы. Зимой тоже ясно - через замёрзшую реку прямо по льду прокладывают пешеходные и автомобильные переправы. Но что делать людям в сезоны распутицы, осенью и весной, когда по воде в буквальном смысле ни пройти, ни проехать?

Пешеходная переправа Архангельск-Кегостров. Фото автора
Пешеходная переправа Архангельск-Кегостров. Фото автора

Маленькие речные трамвайчики не могут выходить на линию - они будут раздавлены льдинами. Даже если этого не случится, им всё равно не преодолеть кашу из снега и льда, которая образуется в воде во время ледостава. Но город продолжает жить: пассажирское сообщение не прерывается. Эстафету принимают буксиры ледокольного класса.

Буксир ледокольного класса имеет крепкий корпус и достаточную мощность для преодоления ледяных преград. Он без труда переправляет людей на большую землю.

Буксир "Искандер", работающий на линии Архангельск-Кегостров. Источник фото http://ecotek-shipping.ru/
Буксир "Искандер", работающий на линии Архангельск-Кегостров. Источник фото http://ecotek-shipping.ru/

Буксиры отлично справляются со льдом и снегом. Единственный минус такой переправы в том, что эти суда не предназначены для транспортировки людей. Пассажиры собираются на открытой корме и вынуждены всю дорогу находиться на улице, невзирая на погодные условия. Приходится терпеть и метель, и сильный ветер, и мороз. К тому же стоит отметить, что буксиры работают только на самых загруженных линиях. Остальные же острова (где находятся малочисленные поселения) на период распутицы всё же становятся отрезанными от мира.

Я как постоянный пассажир могу сказать, что переправа на открытой палубе буксира в ненастную погоду - это действительно испытание. Но в хороший погожий день такая поездка может принести удовольствие. Несколько раз я даже видел на льдинах отдыхающих морских котиков)

На этом всё, надеюсь, информация была интересной и полезной для вас.

В заключение предлагаю посмотреть короткое видео с одного из рейсов весной 2018 года на таком буксире.

Благодарю за внимание!

Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!