Найти в Дзене
Shmandercheizer

Мифы о Средневековье: круглая ли Земля?

История средневековой Европы сегодня многих интересует - и ученых, и простых людей. Однако Средневековье часто ассоциируется с интеллектуальной и культурной деградацией Европы, иначе говоря с мифом о Темных веках. Восстанавливаем историческую справедливость и развенчиваем стереотипные представления об умирающей западной цивилизации. Сегодня поговорим о знаниях, технологиях и суевериях. И том чего же было больше в ту эпоху.

Первый текст цикла здесь.

Итак, большая проблема - это мифы и стереотипы о Средних веках. О самом главном мифе – мифе о Темных веках, который до сих пор насаждается в период школьного образования, я и хочу написать. Кулстори про немытую Европу, чумных докторов, костры инквизиции и дичайшие суеверия создают определенную схему ожиданий, которая так часто воспроизводит себя в культуре. Просто вспомните фильмы, сериалы и видеоигры по средневековым реалиям, и вы заметите, что большая часть (к счастью, не все) авторов излишне педалирует одну из трех тем.

1. Грязь городов (и сёл почему-то тоже), антисанитария, слабость медицины, особенно гигиены и профилактики;

2. Техническая и научная отсталость, суеверия и общественные практики, противоречащие даже здравому смыслу;

3. Консерватизм и радикальное неприятие любой инаковости среди людей, тоталитаризм церкви, направленный прежде всего против ученых (умных, критичных) и женщин.

-2

ЗНАНИЕ И СУЕВЕРИЯ

Сегодня поговорим о том, как люди относились к знанию в те времена.

Очевидная для многих связь между религиозностью и отказом от научных знаний – это не более, чем шаблон, который годится лишь для экономии мышления. На деле из одного напрямую не вытекает другое: огромное значение имеет сам характер этой религии и условия, в которых она существует. Так, например, индуистские учения считают физический мир иллюзией, и по этой причине в этой культуре очень слаб интерес к естественным наукам (в то же время весьма развит интерес к логике и математике). Однако христиане считают мир творением Бога, а всякое бытие (идущее от Него) благом. Поэтому если и есть у современной западной науки какой-то глубинный исток, то он именно в этой вере.

Конечно, наше существование в этом мире имеет привкус наказания (т.к. вследствие грехопадения живем мы не в райских кущах), но все же он существует ДЛЯ человека. Мрачные проповеди, рисующие мир черными красками, должны были отвращать человека от плотских соблазнов, но в то же время они не были призваны рождать в нем уныние, пессимизм и ощущение бессмысленности. Фактически, наиболее популярными такие проповеди становятся лишь в моменты кризисов, которые, впрочем, начиная с XIII-XIV вв., станут перманентными.

В силу этого, на первый взгляд, Средние века не дали больших ученых, крупных открытий или ощутимых технических достижений, а то, что есть, выглядит весьма скромно на фоне инженерно-технической мощи Римского государства. И все-таки я бы хотел привести пару фактов, которые способны заставить задуматься над однозначными и при этом одиозными суждениями о полном неприятии наук и знаний в то время.

-3

Первый и самый очевидный факт: наука в монастырях. Монах не должен был предаваться праздности, именно поэтому в монастырях трудились, заботились о книгах и изучали природу. Систематическое естествоиспытание было чуждо грекам (огромная эпоха фактически сохранила всего два имени тех, кто действительно не только изучал мир, но и преобразовывал – Архимед и Герон Александрийский), но оказалось созвучно христианской идее о служении делу Господа. Монахи не просто сохранили многие знания, а затем восстановили часть утерянного (переводя наследие античности с арабского), но и сделали немало в части научной практики.

Так, в монастырях сознательно и целенаправленно занимались селекцией. И вполне возможно, что люди, выведшие специализированные сорта винограда и породы домашних животных (собаки, лошади, овцы, коровы), а также окультурившие целую группу овощей, орехов и диких ягод, понимали закономерности наследования задолго до Менделя (собственно, тоже монах-августианец). Просто их целью было не отыскание и выражение универсального закона, а скорее подтверждение разумности божьего творения. Монахи обменивались семенами и черенками, также они исследовали множество полезных свойств лекарственных растений.

Еще больших успехов монахи и средневековые ремесленники достигли в области технологий. В это время изобретены и начинают широко применяться кривошип и маховик (что по важности сопоставимо разве что с появлением колеса). Усовершенствованы и активно используются ветряные и водяные мельницы (были известны еще Витрувию, но почти не применялись у римлян), гончарный круг, на основе которого будет создана прялка, и многие другие механические устройства.

В XII веке происходит революция в кораблестроении – появляются полностью парусные судна (килсы и когги). Не забывают средневековые люди применять и заимствованные с востока технологии – компас, порох, бумагу и др. Накопленные знания в области металлургии (например, появление латуни) делают возможным производство точных измерительных приборов (хронометр, аптекарские весы, подзорная труба).

Ян Брейгель старший, «Четыре ветрянные мельницы»
Ян Брейгель старший, «Четыре ветрянные мельницы»

Вместе с новыми материалами происходит революция в архитектуре – появляется утонченный и устремленный ввысь готический храм. Это лишь небольшой набор интеллектуально-технических достижений Средневековья, который венчает, конечно же, появление целой системы университетов и школ (в Болонье в 1088, а затем в течении XII-XIII века – в Париже, Оксфорде, Саламанке, Монпелье, Падуе и Тулузе). Сформировавшиеся в университетах мыслители сделали большой вклад в методологию науки: Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон дали основу экспериментальной научной программе, Жан Буридан и Николай Орем заложили основы физики движения (еще до Галилея и Ньютона), Уильям Оккам создал новую логику терминов.

Несколько слов стоит сказать и о разнице реальных знаний и тех, кто порой декларировала церковь. Ярким примером может послужить представление о том плоская ли Земля или круглая. Некоторые авторы Нового времени в подтверждение своей идеи о научной отсталости средневековых людей приводили карты того времени. Они приводили карты земли или города, которые изображались на гобеленах или церковных фресках, витражах. Эти нереалистические и плоские картины мира не служили отражением действительности, это были символические картины, фиксирующие иерархические и смысловые отношения между тем, что на них изображено.

Что же касается морских карт (портуаланов), то они были бы весьма неточными, если не учитывать изгиб планеты (однако они как-то умудрялись обычно приходить в порт назначения, а не как придется). К тому же этот факт известен каждому, кто наблюдал исчезновение корабля на горизонте. Так что средневековые морские карты пытались учесть это условие с помощью сложной системы румбов, а некоторые задолго до Меркатора пытались использовать развертки и кривые.

Ганзейский когг
Ганзейский когг

Ну и мой любимый пример: юридические разборки того времени, причем чаще всего крестьян с феодалом (а также между собой, с купцами и даже со священниками). В серии просветительских фильмов BBC «Средневековая жизнь с Терри Джонсом» очень много приведено фактов о том, что крестьяне не только не были сплошь безграмотными, но и активно интересовались правовыми вопросами и отношениями.

Даже неграмотный мог позволить себе консультацию или помощь юриста, а некоторые самостоятельно выступали в судах. Отсутствие умения читать и писать действительно может выступать препятствием для усвоения многих элементов культуры, но все-таки оно порой компенсируется привычкой и устной традицией. Все это, конечно, не отменяет существования суеверий, без которых не обходится никакое общество, а тем более неграмотное. Об этом в следующей части.

Читайте продолжение в следующем тексте...

Полный текст статьи на сайте: http://concepture.club/post/rubrika_2021/vehi-lozhnyj-mif-o-temnyh-vekah-tysjacha-let-iz-istorii-evropy