(Das finstere Tal, 2014, Австрия)
В действительности эта история легко бы вписалась в реалии Дикого Запада. Но поскольку "Тёмную долину" снимали австрийцы по роману немецкого писателя, то "американского" в ней мало - лишь заокеанский главный герой, да его "винчестер". И оба они прибыли на родину альпийской свежести с никому не ведомой поначалу целью... хотя и не настолько загадочной, чтобы поклонники вестернов не раскусили её уже на пятой минуте фильма. Вдобавок авторы сами спойлерят это в недвусмысленной завязке. А также - возможно, не нарочно, - фамилией главного героя Грейдера, даром что первое время он не производит впечатление идущей напролом машины.
Название фильма - тоже намёк на то, что любители ярких красок и альпийских лужков пришли сюда не по адресу. Сюжет "Тёмной долины" разворачивается зимой в горах, короткими днями, туманными сумерками и долгими ночами. Зато мрачными заснеженными пейзажами вы налюбуетесь вдоволь. Как и деревянным австро-горским зодчеством, которое здесь вовсе не напоминает декорации, а больше похоже на настоящее. Или, вероятно, кино снимали в каком-то музейно-туристическом центре, педантично стилизованным "под старину". Так или иначе, но смотрится всё это гораздо круче и естественнее антуража городишек из американских вестернов.
И вот после короткого пролога, в котором кого-то дубасят, а потом окровавленного куда-то волокут, мы видим, как в эту горную деревеньку въезжает клинт-иствудообразный всадник в шляпе. Такой же хмурый и неразговорчивый. Въезжает - и сразу же видит, что угодил не в пасторальную идиллию, а в довольно гадкое местечко, где австрийские законы не действуют, так как их попросту некому исполнять.
Вместо государства, которое, похоже, слыхом не слыхивало, что в этой дыре живут его налогоплательщики, порядки здесь устанавливает семейка неких Бреннеров. А точнее, её шесть быковатых братьев и их старенький, но от этого не менее зловредный папаша. Иными словами - типичная банда, запугавшая мирных крестьян и стригущая с них дань. И ладно бы Бреннеры ограничились лишь этим. Хрен-то там! Братья оборзели настолько, что ввели в округе даже такую средневековую дичь, как "право первой ночи". Правда, неясно, к чему им были такие сложности, ведь абсолютно ничто не мешало им хватать и тащить в свои койки любых местных красоток, не дожидаясь, когда те выйдут замуж.
Однако, если бы в классическом вестерне нагрянувший к бандитам незнакомец вмиг пристрелил бы кого-нибудь, а затем вертелся угрём на сковороде, пытаясь выжить, Грейдер был не из таких. Даже будучи янки, он подкатил к Бреннерам не по-американски интеллигентно - под видом мирного фотографа. Благо всё нужное оборудование было при нём, и он снимал не только Бреннеров, но и прочих крестьян, а также их котиков, еду и окрестности. Разве что выложить всё это в Инстаграм Грейдер не мог по причине отсутствия в тогдашнем мире интернета, но это его не особо напрягало. Потому что на самом деле он приехал сюда по иной надобности, для чего ему уже не требовались фотоаппарат и вспышка.
***
В общем, кабы не типичная европейская мутноватость повествования и затянутость некоторых сцен, "Тёмная долина" могла бы стать весьма заметным евровестерном. И хоть такого не случилось, поскольку кино, говоря начистоту, вышло средненьким, это не помешало ему собрать охапку наград в родимой Австрии и в её окрестностях. А также рискнуть протиснуться в номинанты на Оскар, но на эту заявку австрийцев Голливуд никак не отреагировал - и правда, кого там можно было удивить чем-то подобным!
Тем не менее, для всех любителей вестернов и боевиков-на-природе "Тёмная долина" вполне сгодится, и скромное одноразовое удовольствие от её просмотра вы, скорее, получите, чем нет.