Найти тему
История на местности

Что осталось от скромного Троицкого вокзала внутри роскошного Ярославского?

Никита Андреев

Ярославский вокзал стоит на месте старинного Артиллерийского двора — военной базы с полигоном, основанной при Петре I. Вокзал построили как конечную станцию железной дороги до Троице-Сергиевой Лавры, потому первоначально он назывался Троицким и предназначался для паломников.

Троицкий вокзал выглядел нарядно, но скромно. Его построил в 1862 году Роман Кузьмин, который одновременно работал над соседним Рязанским вокзалом. Были другие варианты размещения Троицкого вокзала: на 1-ой Мещанской вместо Аптекарского огорода или у Крестовской заставы (там сейчас Рижский вокзал).

Митрополит Филарет с неохотой благословил Троицкий вокзал и железную дорогу, но после первой поездки в Лавру изменил мнение:

«Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств, чтобы вместо пяти часов ехать полтора».

В 1870 году магистраль дотянули до богатого купеческого Ярославля. Пассажиропоток резко увеличился, вокзал переименовали в Ярославский. Это заслуга главы общества Московско-Ярославской дороги Саввы Мамонтова, об особняке которого я недавно писал.

Первоначальный проект Троицкого вокзала
Первоначальный проект Троицкого вокзала
Ярославский вокзал в 1890-е, до перестройки. Часть здания Кузьмина включено в современное здание вокзала — это левое крыло
Ярославский вокзал в 1890-е, до перестройки. Часть здания Кузьмина включено в современное здание вокзала — это левое крыло

В 1895 году Мамонтов пригласил для реконструкции вокзала своего друга — великого архитектора Льва Кекушева. За два года Кекушев успел перестроить восточное крыло и приступил к водонапорной башне. В 1897 году на вокзале произошла катастрофа: поезд с неисправными тормозами протаранил стену. Пишут, что обошлось без жертв.

В 1899 году Мамонтова арестовали по подозрению в присвоении средств акционеров, которые после этого отказались от услуг Кекушева и выбрали более экономичный проект другого гения модерна — Федора Шехтеля. Заказчик хотел здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком», и Шехтель блестяще справился с задачей, применив не только выдающийся художественный вкус, но и продвинутые инженерные технологии: железобетон и металлоконструкции.

Первоначально помещения вокзала украшали «северные» картины Константина Коровина, но после революции их отправили в Третьяковку.

Шехтель перестраивает Ярославский вокзал
Шехтель перестраивает Ярославский вокзал
Шехтелевский интерьер вестибюля
Шехтелевский интерьер вестибюля
Ярославский вокзал в начале XX века
Ярославский вокзал в начале XX века
Кекушевский перрон, который сейчас внутри здания вокзала
Кекушевский перрон, который сейчас внутри здания вокзала

В 1922 году большевики переименовали вокзал в Северный — возможно, чтобы название не напоминало о Ярославском мятеже. Если кто не в курсе, летом 1918 года белогвардейцы подняли в Ярославле восстание против власти большевиков, а те в ответ разбомбили древний город пушками и авиацией, в том числе химическими снарядами. Уничтожено 80% города, включая Ярославский кремль.

В дальнейшем «жутковатые и тревожные» интерьеры Шехтеля заменили на советские. Правда, этим занимались Душкин и Ефимов, тоже великие мастера.

Пишут, что вокзал снова стал Ярославским в 1955 году. Видимо, все и так забыли о событиях 1918 года.

Одна из первых электричек на Северном вокзале, 1931 год. А вообще первые электрички запустили в Советском Азербайджане
Одна из первых электричек на Северном вокзале, 1931 год. А вообще первые электрички запустили в Советском Азербайджане
Северный вокзал в конце 1930-х
Северный вокзал в конце 1930-х
1949 год, прибытие Мао Цзедуна на Северный вокзал
1949 год, прибытие Мао Цзедуна на Северный вокзал
Ярославский вокзал в конце 1950-х
Ярославский вокзал в конце 1950-х
Пишут, что это китайские студенты зимой 1967 года после инцидента у Мавзолея. Наши говорили, что китайцы перепрыгнули ограду Мавзолея, и в очереди произошла драка. Китайцы говорят, что хотели возложить венки «Ленину и Сталину», им не дали, они стали скандировать цитаты Мао, а советские силовики жестко разогнали их «митинг». Инцидент вызвал новый виток советско-китайской напряженности
Пишут, что это китайские студенты зимой 1967 года после инцидента у Мавзолея. Наши говорили, что китайцы перепрыгнули ограду Мавзолея, и в очереди произошла драка. Китайцы говорят, что хотели возложить венки «Ленину и Сталину», им не дали, они стали скандировать цитаты Мао, а советские силовики жестко разогнали их «митинг». Инцидент вызвал новый виток советско-китайской напряженности
Барды у Ярославского вокзала в 1981 году. Фото: Игорь Каримов
Барды у Ярославского вокзала в 1981 году. Фото: Игорь Каримов

Интересные факты: с 1961 года дирекция Ярославского вокзала время от времени вводила плату за проход провожающих, чтобы уменьшить толчею на перроне, а в 1995 году на территории вокзала обустроили гостиницу в списанных вагонах. Правда, гостиницу пришлось вскоре закрыть из-за воровства.

В наше время с Ярославского вокзала можно уехать не только в Ярославль и Архангельск, но также в Китай, Монголию и обе Кореи. В вестибюлях повесили копии картин Коровина, и в целом сегодня интерьеры Ярославского вокзала не столь далеки от шехтелевских, как в советское время.

Подписывайтесь на канал. Эта статья — третья часть маршрута «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.