"С точки зрения консерватора, именно культура, а не политика определяет успех того или иного общества. В свою очередь, либерал полагает, что политика способна преобразовывать культуру и ограждать её от самой себя" - Даниэль Патрик Мойнихэн
У исследователей не сформировалось однозначного мнения насчёт того, оказывает ли влияние культура и её исторические предпосылки на формирование и скорость общественного прогресса. Некоторые придерживаются той точки зрения, что именно культурные ценности играют важную роль в развитии, так как формируют мнение людей о прогрессе и непосредственно отношение к нему. Другие утверждают, что учитывать культурные особенности при прогнозировании результатов преобразований бесполезно, так как культура не может оказывать на общество большее влияние, чем политика. В любом случае, взаимосвязь культуры и прогресса прослеживается в истории развития стран разных регионов, и сравнительный анализ влияния их друг на друга может значительно изменить представления на некоторые исторические парадоксы и “пустые места” в развитии конкретных обществ.
Важно понимать, что слово “культура” в данном контексте означает не проявление элитарного искусства и приобщённость к нему разных слоёв населения, а всесторонний охват особенностей конкретного общества: традиции воспитания, рамки моральных норм, дисциплина и т.д. Понятие “прогресс” в свою очередь не отсылает к развитию науки и созданию инновационных технологий, а обозначает здесь целенаправленное движение к экономическому благополучию, благосостоянию и социальному равенству. Также далее будет использовано понятие “ментальные модели” -- это "глубоко укорененные предпосылки, обобщения или даже картины и образы, предопределяющие то, как мы познаём мир и как действуем в нём", -- такое определение принадлежит Петеру Сенге[1], и оно ценно здесь, так как позволяет отразить сформированный образ некоего культурного типа личности и схему его поведения, предпосылки воззрений на различные аспекты общественной жизни. Более того, в своих работах П. Сенге отмечает, что каждая культура состоит из множества отдельно взятых ментальных моделей, таким образом применение подобного фильтра -- возможность выявить особенности для микроуровней культуры в виде ментальных моделей.
Многое в истории экономики объясняется культурой, равно как и многое в формировании отношения культур к экономике можно объяснить влиянием экономической политики на общество. Так культура способна своевременными изменениями реагировать на экономический рост и спады в стране. Более того, культурные традиции оказывают влияние на сформированное отношение к предпринимательству и рынку в целом. Ярким примером в подобной сфере является Россия в годы антирыночной пропаганды -- в обществе сформировалось предвзятое отношение к частному бизнесу и недоверие к рынку, чем воспользовались культурные меньшинства, переселившиеся из близлежащих стран, и за счёт чего смогли создать успешный малый бизнес в районах своего проживания. По мнению многих исследователей, формирование успешного бизнеса -- основа для экономического роста, так как богатство и благосостояние страны создаётся на уровне индивидуальной деловой активности. Таким образом невозможен экономический, и как следствие -- социальный, прогресс без развития частного предпринимательства. Государству, встающему на путь активного развития, необходимо вначале переориентировать ментальные модели для формирования собственных представлений о риске, доверии и конкуренции, чтобы готовые к выходу на рынок предприниматели не ограничивали возможности бизнеса, а могли свободно развивать экономическую и социальную деятельность, формируя индивидуальную стратегию получения богатства и достижения успеха.
Любое развитие влечет за собой предсказуемую деформацию привычных социальных норм, заменяемых более гибкими, что позволяет с нарастанием социально-политических изменений влиять на предвзятость культур и менять тип мышления в обществе. В свою очередь культуры довольно самодостаточны и могут формировать собственные культурные зоны вопреки преобразованиям. Этим объясняется образование национальных или этнических кварталов в городах, где происходят активные социальные изменения или же там, куда массово переселялись эмигранты одной страны. Однако культурные зоны -- более обширное понятие, чем национальные кварталы, которые как раз-таки являются примером сохранения “иных” ментальных моделей в развивающемся мире. Главными культурными зонами на сегодняшний день являются: западное христианство, православный мир, исламский мир, конфуцианский, японский, индуистский, буддийский, африканский и латиноамериканские регионы. Культурные особенности в каждом из перечисленных регионов могут влиять на торможение прогресса. Главную роль играет степень готовности общества к созданию демократических институтов. То есть общественное одобрение социально-политических преобразований напрямую зависит от развития экономики. Рост частного бизнеса и конкуренция требуют равноправия и свободы действия для граждан, а рост благосостояния страны неизбежно влияет на систему ценностей и приоритетов -- они становятся более “общими”, чем культурными. Дальнейшее сохранение автономии граждан и выживание демократии будет зависеть от ценностных установок и убеждений людей.
Вкратце: социально-экономическое развитие зависит от культурных особенностей и взглядов, но и успех социально-политических изменений напрямую зависит от интенсивности экономических преобразований и отношения к ним общества. Исследование и анализ культурных особенностей в аспекте их негативного влияния на возможный прогресс, вероятно, не станут самым популярным критерием. Тем более опасен здесь будет компаративный метод, так как он повлечёт за собой массовую критику и, вполне возможно, межнациональные конфликты. Однако отрицать взаимосвязь культурных особенностей и прогресса в обществе в той мере, в какой они безостановочно преобразуют друг друга, нельзя.
Таким образом: основа успешного развития -- переформирование ценностей; залог благополучного влияния на культуру -- верный курс преобразований.
[1] Peter Senge. The fifth discipline (New York: Doubleday, 1990), p.8
Автор: Агния Плюснина