Уверены, что все, как минимум, слышали про Союзмультфильм — крупнейшую русскую киностудию мультипликационных фильмов, из под карандаша которой вышли любимые нам «Простоквашино», «Рикки-Тикки-Тави», «Крокодил Гена», «Малыш и Карлсон» и другие. Сегодня святая святых русской анимации празднует свою 83 годовщину со дня основания. В честь этого события мы решили рассказать вам, как менялась мультипликация в разные годы и как IT-технологии создали образ привычных нам русских мультфильмов.
С чего всё началось
Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра и создатель первых в мире кукольных мультфильмов. С 1906 по 1909 год он поставил ряд лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. До этого открытия первым русским мультипликатором и первым в мире режиссёром кукольных фильмов считался Владислав Старевич.
В 1910 году он решил снять обучающий фильм Lucanus Cervus о битве жуков-рогачей за самку. Фильм в прокат так и не вышел, но привел режиссёра на кинофабрику Александра Ханжонкова. После отъезда Старевича в Европу мультипликация в России была некоторое время парализована. Только в 1924 году Юрий Меркулов, Николай Ходатаев и Зенон Комиссаренко организовали Экспериментальное бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии.
В это время небольшие группы энтузиастов начали появляться по всей стране. Мультипликаторы экспериментировали со своим оборудованием, а также с эстетикой. Еще одним специалистом того времени стал Александр Птушко, квалифицированный архитектор, пришедший на «Мосфильм» в 1928 году для работы над первым в СССР мультсериалом «Приключения Братишкина».
Успех картины позволил Птушко открыть собственное подразделение объёмной мультипликации на «Мосфильме», где за пять лет было создано порядка дюжины кукольных фильмов. Он также стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм».
От Уолта Диснея с любовью
В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. В 1935 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино, Межрабпомфильма и Экспериментальной Мультипликационной Мастерской (т. н. студия Смирнова)).
В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры. Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» в 1953 году. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер», например в «Каштанке» 1952 года. В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957).
Около 1960 года набирает силу объёмная мультипликация. Фильмы Романа Качанова — «Варежка» (1967), «Крокодил Гена» становятся классикой отечественной и мировой мультипликации. На этот период приходится и запуск многих сериалов («Маугли», «Винни-Пух», «Ну, погоди!» и др.) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель). Кроме «Союзмультфильма», мультипликацией в РСФСР занимаются «студия Экран», Свердловская киностудия и Саратовтелефильм, Пермьтелефильм, Волгоградский, Горьковский и Куйбышевский комитеты по телерадиовещанию.
Прорыв 90-х
В 1981 году выходит полнометражный рисованный фильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты» и экспериментальные мультфильмы с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983)). В 1992 году компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation.
В 1996 году Юрием Агаповым был выпущен компьютерный мультфильм «Созвездие льва». По оценке журнала «Техника кино и телевидения» (2003), этот фильм вошёл в историю кинематографа как первый компьютерный фильм, снятый в России.
Мультипликация сегодня
C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала обретать новую жизнь. Сменилось руководство, появились новые сотрудники, начались съёмки новых мультфильмов, многие из которых уже успели получить награды на различных фестивалях. Так же возобновились съёмки популярного мультжурнала «Весёлая карусель», полным ходом идёт создание полнометражного мультфильма «Суворов». Снимаются полнометражные мультфильмы («Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Князь Владимир» (2004), «Элька» (2006) и другие). Широкую популярность (и резонанс, за рубежом) получил мультипликационный сериал «Маша и Медведь» (с 2009 года). А 2017 год для российской анимации стал знаменателен с точки зрения истории. 8 апреля исполнилось 105 лет с выпуска первого отечественного мультфильма, а 1 мая — 100 лет со дня рождения Федора Хитрука, легендарного мультипликатора, который создал вместе с Борисом Заходером того самого советского «Винни-Пуха».
Тренды 2019 года в анимации
Сейчас анимация используется не только в полнометражных фильмах для трансляции на ТВ и на большом экране. Мультипликационные персонажи используются в рекламе и обучающем материале брендов, активно развивается motion-дизайн и 3D-графика. Итак, как и на каких площадках сейчас используется анимация и мультфильмы:
- Анимация в айдентике
- Анимация для веб-сайтов и мобильных приложений
- Смешанный стиль анимации: сочетание стоп-Моушена и 3D, покадровой и 2D, 2D- и 3D-анимации
- Осложнения 2D и возвращение к классической анимации
- Персонализированная анимация.
Подписывайтесь на наши журналы и узнайте больше о мире современной мультипликации и кино: