Когда-то давным давно для меня не существовало фильмов кроме тех, что делали на американской фабрике грез, в Голливуде. О том, чтобы посмотреть фильмы производства других стран не могло быть и речи. Зачем смотреть заведомый шлак? Такое было мое субъективное мнение.
Но годы шли, я становился старше, и постепенно начал выяснять, что вменяемое кино производят не только в краю Дядюшки Сэма. В мою жизнь вошли немецкие фильмы (гусары, молчать!!! - я говорю о "Достучаться до небес"), французские фильмы ("1+1", "Такси"), корейские ("Поезд в Пусан") и даже индийские. Да-да, если кто не знает, индийский Болливуд сделал огромный скачок вперед и производит вполне смотрибельные вещи. От "Танцора диско" и "Зиты и Гиты" они доросли до такой чудной нетленки как "Бахубали". Или, например, прекрасные драмы "Меня зовут Кхан" и "Звездочки на земле". Прелесть, а не фильмы.
Но вот очередь дошла и до Поднебесной. Фильм "Блуждающая земля" и автор одноименного романа китайский писатель Лю Цысинь как-то очень стремительно ворвались в медиапространство научной фантастики. Полгода назад я и слыхом не слыхивал, что в Китае вообще кто-то занимается Sci-Fi. По крайней мере, на мировом уровне. А теперь о данном фильме и авторе романа слышно буквально из каждого утюга. Соответственно, я решил добавить себе в wish-лист и фильм и другие романы Лю Цысиня, которые уже переведены на русский язык. Добавил и, вроде как, отложил на потом. Но тут и там в интернете продолжали появляться упоминания сабжа.
Последней каплей стала статья коллеги с канала "ПроЧтение", в котором он рассказывал о своих впечатлениях о фильме. Кому интересно, можно ознакомиться по ссылке. Пришлось смотреть... И вот что мне есть сказать:
"Чайнавуд" поднапрягся и выдал многомиллионый блокбастер, отлично подходящий для того, чтобы провести за ним вечер в обнимку с ведром попкорна. Китайцы применили весь свой многолетний опыт по клепанию подделок "Найков", "Ролексов" и западной техники. Используя все стандартные клише они выдали свой собственный "Армагеддон", с блэкджеком и шл.... )) Даже пьяный русский присутствует. Все, как по инструкции.
В чем цимес...
В отличие от упомянутого "Армагеддона" китайцы подошли с несколько большим размахом. Если в "Армагеддоне" храбрые бурильщики полетели сражаться и погибнуть в неравной схватке с гадким астероидом, который угрожал уничтожить все живое на Земле, то китайцы не долго думая решили от опасности тикать, прихватив с собой заодно и .... собственно саму Землю.
По сюжету Солнце, подзапарившись быть теплым и ласковым, решило превратиться в злобного красного гиганта, попутно уничтожив всех человеков. Люди (вот жеж наглецы!!!) сожраными Солнцем быть не захотели и решили, что единственный выход это переместить родную матушку Землю на орбиту другой звезды. Масштабы впечатляют, правда?
Для набора скорости люди (читай китайцы) решили использовать гравитационный маневр у Юпитера. Казалось бы, что может пойти не так? Как выяснилось - всё. Юпитер не меньше Солнца возжелал полакомиться Землей и начал к себе ее притягивать. Если не вдаваться в дальнейшие подробности, то на этом самом противостоянии Юпитера и Земли и неудержимом желании людей выжить и строится весь сюжет фильма.
Тут и начинаются минусы. Поскольку китайцы хорошие ученики и копируют все как надо у старших голливудских товарищей, то сюжетные повороты фильма читаются сильно заранее. Сидишь и чувствуешь себя Вангой:
- О, а этот чувак щас погибнет.
- Вот этот мужик наверняка пожертвует собой.
- А грузовик сейчас застрянет / сломается / взорвется (нужно подчеркнуть).
- В последний момент, когда счет на секунды, какая-нибудь важная система не сработает и ГГ, рискуя шкурой, будет доделывать дело вручную.
И т.д. и т.п. Все слишком очевидно. Нет ни одного острого сюжетного поворота, который мог бы заставить тебя икнуть от неожиданности. Все это мы уже видели. Просто вместо условного Брюса "Наше Все" Уиллиса мы наблюдаем его китайский аналог.
Кроме вторичности сюжета у фильма явно есть проблемы с логикой, физикой, географией да и вообще со здравым смыслом. Вот, например, зачем девушка из военного отряда расстреляла чуть ли не одно из последних ядер для запуска планетарного двигателя, просто узнав о том, один из двигателей (к которому нужно было это ядро доставить) уничтожен землетрясением. Камон!!! На земле еще 9 999 таких же двигателей. Ядро могло бы пригодиться. Какого хунвейнбина ты творишь, женщина?
Или как камрады-китайцы так быстро добрались на своем грузовике от Шанхая до Сулавеси (Индонезия)? Это ж, на секундочку, 3600 км по прямой. Шины-скороходы, не иначе. Плюс куча других огрехов. Но если все досконально разбирать, то никакой статьи не хватит.
Кроме того, для себя отметил еще один факт - я очень странно воспринимаю китайскую актерскую игру. Такое ощущение, что ее нет. Возможно, я просто непривычен и делаю скидку на то, что я человек другой культуры, но, все же, к индийскому кино у меня подобных претензий нет. Там все ок.
А плюсы?
На самом деле, минусы фильма не такие уж важные, если специально не придираться. Это же кино, а в кино всегда бывают условности. Просто садись, смотри и наслаждайся зрелищем. А зрелище там есть и еще какое. Фильм выглядит вполне масштабно и эпично, даже по голливудским меркам. Я не знаком с другими представителями китайской кинофантастики, но с уверенностью могу заявить, что "Блуждающая Земля" с точки зрения картинки выглядит более чем достойно.
К тому же, несмотря на кальку сюжетных поворотов, основная идея богатая, хотя и не новая. Но Голливуд пока не додумался до того, чтобы на планете аки на тачке по галактике шариться.
Кстати, маленькое отступление. Недавно я тут писал статейку о кораблях поколений, которые сотни лет везут своих обитателей в дальние пределы космоса с целью колонизации. Так вот, по сути, китайцы создали этот самый корабль поколений, только для этого им понадобилась целая планета.
Я считаю, что китайцы молодцы и сделали очень качественный продукт. Особенно, если сравнивать с нашим отечественным кино подобного жанра. Хотя не с чем даже сравнить. Какое-нибудь "Притяжение" Бондарчука и рядом не стоит с "Блуждающей Землей".
И это грустно, китайцы - трудоголики. С таким желанием работать и ресурсами они имеют все шансы выйти на уровень Голливуда по качеству кино. Если десять лет назад все потешались над китайской техникой и, например, телефонами (смешное для русского человека название "Хуавей"), то теперь китайцы одни из тех, кто задает тренды в смартфоностроении. Если 10 лет назад при упоминании китайского автопрома было принято снисходительно улыбаться и втихую крутить пальцем у виска, то сегодня китайские автопроизводители потихоньку подминают под себя рынки стран третьего мира и, бьюсь об заклад, скоро доберуться и до развитых. Дайте только срок. Полагаю, что то же самое ждет и китайскую кинопромышленность. Есть реальные шансы в будущем увидеть китайский "Аватар", китайское "Криминальное чтиво" или китайских "Мстителей".
Конкуренция это в целом всегда хорошо. От конкуренции конечный потребитель выигрывает. Соответственно, если у Голливуда будет конкурентов, тем лучше и зрелищнее фильмы будут выходить. Ведь за кошельки зрителей надо бороться. Поэтому от всей души желаю китайским товарищам покорения новых кинематографических вершин. Как было сказано в советской нетленке "Человек с Бульвара Капуцинов" - "Наш зритель ждет нас" или, если перефразировать, то "Ваш зритель ждет Вас".
Я, например, теперь планирую с интересом следить за китайским кино. Главное, чтобы не вышло так, если вы понимаете о чем я.
Спасибо за внимание.
=================
Искренне Ваш,
Ваш Серый Волк