Вслед за фрилансерами и ИТ-специалистами, мечтающими о работе под пальмой, во Вьетнам начали переезжать по работе менеджеры среднего и высшего звена. Это вовсе неудивительно: рост ВВП Вьетнама более 7% в 2018 году обеспечивает развитие большинства сфер экономики и формирует острую потребность в самых разных кадрах.
Об особенностях переезда, адаптации и работы во Вьетнаме нам рассказал Антон Шестаков, который уехал в Ханой и теперь отвечает за b2b-маркетинг Coc Coc – национального вьетнамского браузера и поисковика.
Work Abroad: Искал ли ты работу во Вьетнаме или компания тебя нашла и пригласила сама?
Специально я работу не искал, и, если искал бы, вряд ли Вьетнам попал бы в поле зрения. Слишком уж экзотична даже сама мысль. В Юго-Восточную Азию в основном переезжают разработчики (судя по моему окружению, как минимум). Удаленно работать на российском/европейском проекте из тропиков – заманчивая перспектива. Для человека из PR или маркетинга нужно все-таки знать контекст и местный рынок. Поэтому сильны и языковой барьер, и культурный, и нетворк приходится строить заново. И если с Европой и Штатами все более-менее понятно, и хотя бы ценностная парадигма единая, то с Азией совсем другая история.
Тем не менее, когда появилась возможность, я решил рискнуть, хотя и понимал, что будет сложно, непонятно, никаких гарантий, что мой опыт вообще хоть чего-то стоит и может быть полезен.
И вот с декабря 2018 я отвечаю за маркетинг b2b-продуктов вьетнамского браузера и поисковика Coc Coc (читается как “Кок Кок”, означает «Тук-Тук», как стук в дверь). Проект был основан россиянином, в компании работает много русскоговорящих сотрудников, не только, кстати, среди разработчиков, но и среди менеджмента. И, что самое удивительное, некоторые вьетнамцы говорят по-русски, причем даже молодежь.
Work Abroad: Сколько было этапов собеседований и как долго они длились?
Coc Coc – это не большая интернет-корпорация со сложными корпоративными механизмами, здесь нет бюрократии, поэтому и найм сотрудников происходит достаточно просто и мало чем отличается от этого процесса в России: собеседование с HR, потом с прямым руководителем и командой, если потребуется, с руководителем подразделения.
В случае с руководящими позициями, последовательность, грубо говоря, та же (HR/топ-менеджмент и СEO), но количество контактов уже менее предсказуемое. В моем случае было три собеседования по инициативе компании и еще два – по моей инициативе. Борд в компании очень международный, тут и европейцы (в 2015 году немецкий издательский дом Burda стал совладельцем Coc Coc), и россияне, и вьетнамцы. Все собеседования велись по Skype и Zoom, без “физического контакта” с компанией. В таких условиях у обеих сторон могут оставаться “белые пятна” в восприятии друг друга, поэтому требуются дополнительные звонки.
Все собеседования велись по Skype и Zoom, без “физического контакта” с компанией. В таких условиях у обеих сторон могут оставаться “белые пятна” в восприятии друг друга, поэтому требуются дополнительные звонки.
В целом процесс от первого разговора до гостевого визита в Ханой прошло около 4-х месяцев.
Work Abroad: Чем отличались собеседования? Были ли необычные вопросы?
Тут все более чем типично, пока речь идет об имеющемся опыте, стоящих задачах и имеющихся ресурсах. Нетипично много мы обсуждали бытовые вопросы, которые при собеседовании в своей стране просто не обсуждаются – от условий аренды жилья до стоимости жизни, включая медицину и продукты питания.
Work Abroad: Сколько времени прошло с момента отклика на вакансию до получения оффера?
Как описывал выше – около четырех месяцев, но, вероятно, времени может уйти и меньше, повторюсь, я сам запросил 2 дополнительных интервью, чтобы убедиться, что мы все имеем ввиду одно и то же и примерно одинаково представляем то, что от позиции требуется и какими ресурсами эти задачи предстоит закрывать. Хотелось максимально обезопасить и себя, и компанию. Во многом для этого мы и организовали мой визит на неделю, чтобы я смог познакомиться с командой и обсудить текущее положение вещей “в полях”. Послушать, как команда и будущие коллеги говорят по-английски, в конце концов. Впоследствии именно с этим возникали и возникают самые непонятные ситуации.
Work Abroad: Что необходимо было сделать после получения оффера? Какие документы приготовить?
В целом процесс оформления документов берет на себя компания. Из необычного: вьетнамцам принципиален диплом об образовании, нужно, чтобы указанная в нем специальность совпадала (хотя бы пересекалась) с желаемой должностью. В моем случае дипломные “Связи с общественностью” сошли за “Маркетинг” без проблем.
Вьетнамцам принципиален диплом об образовании, нужно, чтобы указанная в нем специальность совпадала (хотя бы пересекалась) с желаемой должностью.
Диплом нужно заверить. Это можно сделать в Москве, я делал в российском посольстве в Ханое. Там же получил справку о несудимости. Получение этих документов заняло около двух недель.
Самое важное, как и во многих других странах: чтобы пригласить на работу иностранца, компании нужна заранее согласованная квота на специалистов определенных специальностей и определенных должностей. Выдают эту квоту что-то вроде раза в год, а потом компании заполняют полученные вакансии специалистами со всего мира. Если вдруг квоты не хватает, можно сделать дополнительный запрос, но это, насколько я понял, долго и хлопотно. Соответственно, экспат должен обладать подтвержденными знаниями и навыками, которыми не обладают граждане Вьетнама. Если в квоте сказано “директор по маркетингу с опытом 5 лет”, значит с опытом 4 года, каким бы ты огненным специалистом ни был, увы, не возьмут.
Экспат должен обладать подтвержденными знаниями и навыками, которыми не обладают граждане Вьетнама. Если в квоте сказано “директор по маркетингу с опытом 5 лет”, значит с опытом 4 года, каким бы ты огненным специалистом ни был, увы, не возьмут.
В остальном набор документов минимальный, российское образование ценится и вопросов не вызывает, дополнительных сертификатов никто не просит. То есть со стороны государства все несложно. С другой стороны, все, что я знаю, я знаю от коллег-вьетнамцев из административного отдела, которые часто рассказывают и про различные сложности с оформлением, и на вопрос, как они их решают, кокетливо улыбаются и отводят взгляд. Но тут, как раз, ничего нового.
Work Abroad: Насколько сложно было получить рабочую визу? Как много времени занял процесс?
Опять же, этим вопросом занимается компания. Сейчас у меня долгосрочный work permit, который продляют при продлении контракта. Вместе с оформлением меня, компания помогает и с оформлением переезда членов семьи. В моем случае – жене.
Work Abroad: Чем отличается рабочий процесс? Требуется ли в твоей работе знание вьетнамского? Как с этим справляешься?
Формально знание вьетнамского, конечно, не требуется, иначе я бы не прошел на эту позицию при всем желании. B2b-коммуникации, особенно в медиа и диджитал, глобально мало отличаются в Азии и Европе. Каналы одни и те же, рычаги одинаковые, инструменты тоже. Поэтому для эффективной работы достаточно знающих английский коллег в команде.
Другое дело, проверить качество текстов на вьетнамском, а это половина всех коммуникаций, я не могу. До определенной степени помогают онлайн-переводчики: их мощи и умения уже достаточно, чтобы довольно точно определить стилистику текста, тональность отдельных частей и дать рекомендации. Дальше, конечно, начинается «пляска с бубнами»: я даю важные тексты почитать нескольким разным людям, чтобы они могли дать обратную связь. Тут важно, чтобы эти люди говорили по-английски или по-русски. После этого их вычитывает редактор. Сейчас в команде появился хорошо пишущий автор, и мы научились писать лонгриды и «вайт пейперы» на вьетнамском.
Самое странное в работе, то, с чем я никак не могу свыкнуться, – это послеобеденный сон в офисе. В 12:30 повсюду гаснет свет, ребята достают коврики для йоги, подушки и покрывала (у девочек - с Hello, Kitty!) и ложатся спать на полу. Счастливчики занимают диваны и кресла-мешки.
Но самое странное в работе, то, с чем я никак не могу свыкнуться, это послеобеденный сон в офисе. В 12:30 повсюду гаснет свет, ребята достают отовсюду коврики для йоги, подушки и покрывала (у девочек – с Hello, Kitty!) и ложатся спать на полу. Счастливчики занимают диваны и кресла-мешки. На 30-40 минут офис вымирает. Я использую это время для обеда. К моему возвращению в 13:30-14:00 все уже вовсю работают, весело гогоча.
Ну и в офисе принято разуваться.
Work Abroad: С какими сложностями столкнулся?
С документами проблем не было, а вот с адаптацией вышло сложнее. Я не бывал во Вьетнаме до этого и вообще был знаком с Азией по Куала-Лумпуру и Сингапуру, что, скажем так, нерепрезентативно для Ханоя и Сайгона. Это другой мир и другой mindset. Тебя тут все вокруг очень любят, просто потому что ты забавно-другой (эталон красоты при этом - корейцы, так что не обольщайтесь), но ты всегда на обочине жизни, поскольку ни черта не понимаешь, что происходит. Через какое-то время такие же как ты отщепенцы сбиваются в кучки по интересам, экспат-комьюнити и так далее, где царит атмосфера необременительной дружбы, взаимовыручки и веселья. В конце концов, большинство экспатов тут проездом.
Work Abroad: Что бы ты посоветовал тем, кто ищет работу во Вьетнаме?
Обратите внимание на эту страну. Во всем этом определенно что-то есть.
Work Abroad: Чем привлекателен Вьетнам с точки зрения развития карьеры?
Это невероятно быстрорастущий рынок и регион. Растет буквально все, страна – огромная стройка. Высоченные небоскребы соседствуют с древними лачугами, Порше и Мазерати продаются в торговом центре на этаж ниже KFC, роскошные отели на побережье появляются как грибы после дождя. Все, что связано с интернетом также очень быстро растет. Digital отъедает долю на рынке рекламы. Пока, по разным данным, ТВ занимает до 80% рынка, но монополия пошатнулась. Цифровые носители, и, прежде всего, mobile, стремительно набирают аудиторию. Тут можно ехать на старом-старом междугороднем автобусе, битком набитом людьми, козами и курами, и у каждого, кроме коз и кур, будет современный смартфон с большим экраном.
Если суммировать, Вьетнам привлекателен динамикой происходящих изменений. Если есть запал для приключений, на эту страну точно стоит обратить внимание.
Work Abroad: Специалистам в каких областях ты бы посоветовал рассмотреть эту страну для релокации?
Из интернет-сферы это, прежде всего, e-commerce. Локальные игроки вроде Lazada (входит в Alibaba), Tiki, Sendo или Shopee очень агрессивны, быстро развиваются и занимают свои места на рынке. В компаниях, растущих с такой скоростью, всегда будет большой спрос на project и product-менеджеров, разработчиков среднего и высшего уровня.
Из сферы коммуникаций, пожалуй, на Азию могут смотреть маркетологи потребительских брендов широкого спектра. Потребление растет как на дрожжах. Вероятно, через какое-то время потребуются специалисты в области решения экологических вопросов и проблем. Потому что если нет, то мы пропали.
Страна сейчас активно скупает специалистов, способных отладить процессы, навести порядок и масштабировать бизнес. Сфера не так важна, на мой взгляд, ведь с ростом ВВП на 7% заняться есть чем.
Подписывайтесь на Work Abroad, чтобы читать другие истории о работе в странах ЕС и не только, и следите за новыми вакансиями на канале Work Abroad (@zagranitzey) в Telegram.