Как победить мусор, обсудили участники Петербургского международного экономического форума. Вывод: мусорная реформа в России невозможна, нужно создавать новую отрасль народного хозяйства по сбору, транспортировке, переработке и утилизации отходов.
Россия должна перерабатывать 60% отходов, а остальное утилизировать, кратко изложил цель правительства и партии Денис Буцаев, генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» — госкомпания, созданная в этом году по указу президента для реализации мусорной реформы.
За обращение наиболее опасных отходов (I и II классов) будет отвечать другой федеральный игрок — госкорпорация «Росатом». Не все особо опасные отходы сегодня учитываются, а из тех, которые поддаются учету, захоранивается 1,4%, констатировал Кирилл Комаров, первый заместитель гендиректора «Росатома». По его cловам, до 2024 года все особо опасные отходы в стране должны не только идентифицироваться, но и перерабатываться. Под переработку таких отходов пустят четыре имеющихся завода по химическому разоружению и еще три центра построят в соответствии с территориальной схемой — это основной документ мусорной реформы, в котором отражаются места образования отходов, их переработки и утилизации.
Цели и задачи ясны, а теперь о том, в какой ситуации находится Россия: 97% отходов закапывается на полигонах. «Что бы мы ни говорили про переработку 99% отходов в Швеции, люди не воспримут эту реформу. Они оценивают ее по состоянию контейнерных площадок и по суммам в квитанциях», — заметил Владимир Бурматов, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды.
Он отметил, что у муниципалитетов нет средств на организацию контейнерных площадок, а единые региональные операторы не хотят вкладываться в контейнеры. Иногда конкурсы по выбору региональных операторов выигрывали откровенные пустышки, сетует Бурматов. Только четверть субъектов РФ приступили к обсуждению с гражданами территориальных схем, а через полгода они должны вступить в силу!
Многие действующие в стране полигоны исчерпали ресурс, говорит депутат. А с особо опасными отходами и вовсе катастрофическая ситуация. «Они даже не захораниваются. Сваливать аккумуляторы в лес — это не значит их захоранивать, — уверен он. — Нет учета особо опасных отходов, никто не знает, сколько их образуется в стране».
Добиться поставленной Путиным цели по реформированию мусорной индустрии, по мнению Буцаева, можно, в частности, путем изменения ментальности россиян. Тут глава «Российского экологического оператора» заговорил о раздельном сборе мусора.
Раздельный сбор — это, конечно, хорошо, но, как верно подметила Анна Попова, глава Роспотребнадзора, значительную часть мусора составляют пищевые отходы. А они не только требуют ежедневного вывоза, но и приводят в негодность вторсырье, например, бумагу или картон. Тут уместно вспомнить про советские ведра с пищевыми отходами на лестницах в петербургских многоэтажках. Не исключено, что их вернут на место.
Денис Буцаев заявил, что реформа — это строительство новой отрасли, которая интенсифицирует смежные отрасли промышленности. Объем инвестиций в мусорную индустрию в ближайшую пятилетку может достичь 400 млрд внебюджетных рублей, подхватил Николай Цехомский, первый заместитель председателя — член правления госкорпорации «ВЭБ.РФ». Только в строительство под Москвой четырех мусоросжигательных заводов предполагается инвестировать более 150 млрд рублей.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram