Найти в Дзене
Атма

ИНДУИЗМ: МНОГОБОЖИЕ ИЛИ ЕДИНЫЙ БОГ? Давайте разберёмся

Добрый день, всем читателям. Я обожаю индийскую культуру и решила этим немного поделиться с желающими. Люди, поверхностно знакомые с религией Индии - индуизмом, часто думают, что там множество Богов (тысячи и миллионы). С первого взгляда, это действительно так, индуистский пантеон включает в себя множество божественных сущностей. Более того, даже в каждой деревне может быть своё родное Божество (кул-Девата). Но это только вершина айсберга. На самом деле, всё не совсем так, гораздо глубже. Индуизм - это образец самой толерантной религии в мире. При вере в Единого Бога, который носит название "Атман", "Брахман", индуизм предлагает каждому человеку выбрать свою форму Бога, его ипостась, наиболее близкую именно конкретному человеку, любить эту форму Бога и поклоняться ей. Такая культура зовётся бхакти, когда через любовь и преданность человека избранной форме Бога (это называется Иштадевата) происходит духовный рост и просвещение. Человеку неподготовленному сложно постичь всеобъемлющесть

Добрый день, всем читателям. Я обожаю индийскую культуру и решила этим немного поделиться с желающими.

Люди, поверхностно знакомые с религией Индии - индуизмом, часто думают, что там множество Богов (тысячи и миллионы). С первого взгляда, это действительно так, индуистский пантеон включает в себя множество божественных сущностей. Более того, даже в каждой деревне может быть своё родное Божество (кул-Девата). Но это только вершина айсберга.

Кришна в форме Вишварупы
Кришна в форме Вишварупы

На самом деле, всё не совсем так, гораздо глубже. Индуизм - это образец самой толерантной религии в мире. При вере в Единого Бога, который носит название "Атман", "Брахман", индуизм предлагает каждому человеку выбрать свою форму Бога, его ипостась, наиболее близкую именно конкретному человеку, любить эту форму Бога и поклоняться ей. Такая культура зовётся бхакти, когда через любовь и преданность человека избранной форме Бога (это называется Иштадевата) происходит духовный рост и просвещение. Человеку неподготовленному сложно постичь всеобъемлющесть Бога (Атмана), а также то, что он вне форм, вне пола, вне национальности т.п. Поэтому через выбранную человеком ипостась личного Бога личность познаёт единство всего мира и всех Божественных сущностей и форм, не только индийских, но и разных других народов. Символически это выражено в такой форме Бога как Вишварупа, то есть вселенская форма Божества, включающая в себя всё. Такую форму, например, явил Кришна. Есть она и у женской ипостаси Бога - Деви.

Для последователей шиваизма такой формой единого начала является лингам. В Своем непроявленном аспекте Шива – лишенный всяких форм и качеств, бездеятельный и безграничный Абсолют, который выражается в форме огненного столба или джьотир-лингама. Для удобства совершения пуджи Шиве лингамы создаются из камня, песка или любого другого пригодного материала.

Лингам Шивы
Лингам Шивы

В конечном итоге, смысл индуизма состоит в том, чтобы через проявленную форму избранного Божества осознать, что Бог есть всё. Он не имеет формы и не имеет качеств. Он включает в себя всё. Он проявлен и непроявлен. И нет ничего отличного от него. Такой Бог называется в священных писаниях Атманом или Брахманом.

Единое Высшее неделимо, не имеет ни формы, ни звука, ни определения, но в то же самое время имеет форму, проявление в звуке и может иметь различные имена и определения. Оно разнообразно прославляется в Писаниях. В Мундака-Упанишаде говорится: “Он не постигаем мыслью и не видим, вне рода и цвета. У Него нет ни рук, ни ног. Он – бессмертный, вездесущий, безграничный как в великом, так и в малом. Он – Тот Вечный, Которого прозревают мудрые как Источник всех существ”. (1,1.6-7) “Он – невидим, неохватен, вечен, бескачествен; Он – неиссякаемый источник всего”. (1,1.6-7)

Таким образом, все божественные формы проявление одного единого Абсолюта. И как называют их люди, суть не важно. Этому меня и научил индуизм. И теперь я не испытываю никакой неприязни ни к одной религии в мире, более того, считаю, что каждая из них показывает путь к Богу, который может быть нужен для кого-то.