Сегодня, 10 июня, день памяти основательницы Серафимо-Знаменского монастыря, игуменьи Фамарь.
Княжна Тамара Александровна Марджанишвили родилась в Грузии, в дворянской семье. В юности потеряв родителей, Тамара приняла постриг. Еще задолго до пострига Тамара встретилась со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Прозорливый старец, возложив на молодую послушницу три креста, произнес: «Вот какая у меня игумения — посмотрите на неё.». Матушка Фамарь особо почитала Серафима Саровского.
Однажды произошел страшный и удивительный случай во время поездки в Тифлис (Тбилиси) по делам обители. Экипаж, в котором ехала матушка и ее спутницы, подвергся разбойному нападению. Когда раздалась стрельба, матушка вынула находившуюся на груди у нее икону преподобного Серафима и громко, с дерзновением стала взывать: «Преподобный, Серафиме, спаси нас!». Подоспевший на помощь отряд казаков обнаружил карету, изрешечённую пулями убитых и раненых, но ни сама матушка, ни ее спутницы не пострадали. Это удивительное событие произошло в 1907 году, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». Вскоре матушку перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия.
Однажды, будучи в Серафимо-Понетаевском скиту, недалеко от Сарова, во время молитвы пред иконой «Знамение» матушка услышала глас от Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». Это повторилось трижды.
Она обратилась к старцу Алексию Зосимовскому, который благословил ее на устройство скита, сказав: «Царица Небесная Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит. Ты будешь только служанкой, орудием…». Место было выбрано близ села Битягово.
Многие избранники Божии оказали матушке помощь на этом пути. Близкое участие в работах по подготовке к открытию скита приняла Великая княгиня Елизавета Федоровна. Нашлись средства, скит был заложен в 1910 году. Духовно окаймлял скит епископ Серпуховский Арсений — бывший наместник Чудова Кремлевского монастыря, потомственный священнослужитель, человек высокой духовной жизни.
Большинство монахинь скита были его духовными чадами. Обладавший не только духовным опытом, но и литературным даром, владыка Арсений оставил не только литературное наследие. Им была составлена служба с акафистом пресвятой Богородицы в честь местночтимой иконы «Покрывающая», келейной иконы схиигумены Фамари. В эпоху гонений на веру и Церковь архиепископ Арсений безвыездно жил в скиту в полузатворе (1918-19 годы). Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт.
В 1931 году матушку вместе с подвижницами арестовали. Но вера помогла вынести и тюрьму, и ссылку. «Я рада, что чаша испытаний досталась сильнее моих деток, так и должно быть…
Все, что за годы случается, вся жизнь, — разве это не чудо!?» — писала она из Сибири. В камере, где находилась матушка, политические заключенные содержались вместе с уголовницами. Величие духа подвижницы чувствовали все заключенные, даже уголовницы прекращали шуметь и ругаться по ее просьбе. Когда схиигумения Фамарь получала передачи, она делилась ими со всеми сокамерницами, и они принимали от нее угощение как благословение.
В 1934 году, когда она была уже тяжелобольна, ее освободили. Умирала матушка среди близких ей людей. И за несколько дней ее кончины художник П.Д.Корин закончил ее портрет «Схиигуменья Фамарь». Художник в этом портрете отразил красоту духа подвижницы. Портрет был одним из этюдов к монументальному полотну «Русь уходящая». Отпевал матушку Фамарь на дому владыка Арсений, которого ждал очередной арест. В 1937 году он будет расстрелян по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников», в день воздвижения креста Господня.
Закрытую Серафимо-Знаменскую обитель вновь откроют лишь в 2000 году. В 2016 году Священный синод грузинского патриархата канонизировал преподобноисповедницу Фамарь.
Поминают матушку и в русской Православной Церкви, день ее памяти 10 июня. Схиигуменья Фамарь не уклонялась от указанного ей пути, хотя изначально искала уединения, страшилась множества предстоящих забот и масштабу того, что ей предстоит сделать. Но не ослушалась воли Божией, дело ее жизни не погибло, и вновь обретает силу.
Мы же зачастую видим, как люди часто сами загоняют себя в жёсткие рамки определений. Возводят барьеры, тщетно пытаются из круглой земли вытесать куб, силятся строить будущее по своим личным, не согласованным с Божией волей проектам, на зыбком фундаменте страстей. Но важно очистить себя и свой взгляд на мир, нужно не спешить действовать по первому помыслу, а приложив усилие постараться распознать, где собственная прихоть и что же все-таки хочет от тебя Господь.
Этому учит жизненный подвиг матушки Фамари, это и есть реализм. Ведь подлинно реален только Бог. А мы реальны лишь настолько, насколько связаны с волей Божией. Источник: http://russtriedin.ru/temy/15-otkrovenie/280-tri-znameniya