Найти тему
Ольга Завьялова

Счастье в Дагестане: путешествие в село Амух

Фотографии Стасо https://www.instagram.com/vazovskyy/
Фотографии Стасо https://www.instagram.com/vazovskyy/

Вернуться в Дагестан я хотела ровно с того момента, как 8 мая 2017 года во Внуково приземлился самолёт, выполнявший рейс Махачкала — Москва, которым возвращалась из похода по Дахадаевскому району. Тогда благодаря Саше мы познакомились с Омаром и Сураят из высокогорного села Амух. Я регулярно переписывалась с Сураят по WhatsApp, она частенько звала меня в гости. Но в конце 2017 и начале 2018 года не получалось попасть в Дагестан.

Летом пообещала Сураят, что всё же доеду до Амуха, потому что расписание позволяло выбираться куда-нибудь на несколько дней. В сентябре открыла график на следующий месяц и Aviasales, через пару минут были куплены билеты до Махачкалы на конец октября, о чём я радостно сообщила Сураят и Омару.

Несколько человек просились со мной в горы, особенно хотели поехать в Дагестан. Я сообщила всем о предстоящей поездке, но в итоге желающие по разным причинам отказались. За пару дней до вылета написал Стас и сказал, что покупает билеты на мой рейс. Стали думать, как грамотно распланировать четырёхдневный тур. В итоге сделали это просто шикарно.

Магистры логистики

За два дня до вылета стало понятно, что ребята не смогут встретить нас на машине в Дербенте. Начала искать варианты, как нам добраться до Амуха. Написала Саше и Филе, которые водят по Дагестану. Саша сказал, что от Дербента до Тпига (ближайшая до Амуха точка, докуда доходит общественный транспорт) точно каждый день ходят маршрутки. Он дал мне телефон Али, водителя, знакомого Сураят и Омара (на самом деле в этих соседних сёлах практически все друг друга знают). На всякий случай взяла контакты тех, с кем можно договориться об индивидуальном трансфере, хотя было понятно, что при условии транспортировки двух человек удовольствие это окажется дорогим.

В Амухе и соседних сёлах очень плохо ловит связь. Но мне повезло, и Али сразу же взял трубку. Он сказал, что последняя маршрутка до Амуха отправляется с автовокзала Дербента в 15:00. Наш рейс по расписанию должен был приземлиться в Махачкале в 12:50, оттуда до Дербента примерно 111 км. Решили, что если рейс прибудет вовремя, то быстренько возьмём такси и успеем на последнюю маршрутку. Если будет какая-то заминка, переночуем в Дербенте и на следующее утро поедем в Амух.

Самолёт приземлился в Махачкале точно по расписанию. Рюкзак ждала минут пять, в 13-20 сидели в такси. Позвонила Али и сказала, что мы уже едем и должны успеть, но попросила на всякий случай предупредить его сменщика, чтобы он в любом случае нас дождался. Кстати, за полтора года моего отсутствия дорога от Махачкалы до Дербента стала значительно лучше. Видимо, власти начали вкладываться в инфраструктуру.

Водитель такси, Гусейн, с интересом расспрашивал, откуда мы, куда едем и впервые ли в Дагестане. Пригласил нас к себе в гости в Каспийск, узнав, что мы там никогда не были. Когда проезжали один из городов, он сказал: «Смотрите направо, там сейчас в скале будет профиль Пушкина». Что-то похожее да, мы увидели. Но Гусейн с досадой отметил: «Порода со временем меняется, раньше профиль отчётливее просматривался».

Ещё дальше, он, глядя в окно, сказал: «Дагестанские огни». А был день, я вообще не поняла, о чём речь, и спросила: «Какие огни?» На что Гусейн ответил: «Ну город такой, Дагестанские Огни». И стал рассказывать, что про него даже Якубович в «Поле чудес» вопрос задавал: «Населённый пункт, в котором нет ни одного светофора». После чего опять же с досадой добавил: «А сейчас смотрите, сколько светофоров поставили!»

До Дербента оставалось пару десятков километров, когда мы задумались, на какой нам автовокзал: Северный или Южный. Почему-то была уверена, что на Южный. На всякий случай решили уточнить у Али. Его телефон оказался недоступен — он в 12:00 уехал в рейс и сейчас уже находился в горах. Тогда решила попробовать позвонить другому водителю, Рамазану, номер которого мне дал Филя и до которого я не дозвонилась, будучи в Москве. Он взял трубку, немного удивлённо выслушал меня и сказал, что нужная маршрутка отправляется с Северного вокзала.

Въехали в Дербент, вскоре в мечети, расположенной рядом с вокзалом, начали созывать на намаз. Гусейн сказал, что нам повезло проскочить, потому что сейчас начнутся пробки. Возле маршрутки мы стояли в 14:55 — магистры логистики сработали идеально. Я написала Сураят, что мы успели, перезвонил Омар. Но связь была плохая, поэтому я до конца так и не поняла, что он говорил.

Видавшая виды жёлтая газелька с табличкой «Агул» оказалась закрыта, возле никто не стоял. Оставила Стаса там, а сама пошла в кассу покупать билеты, но кассирша сказала, что деньги за проезд надо отдавать водителю. По пути из вокзала на улицу заскочила в столовку и купила нам пару кусочков чуду — прекрасных дагестанских лепёшек. Правда, они оказались не особо вкусными.

Когда вернулась, машину уже открыли. Помимо Стаса в ней сидели несколько девушек и женщин. Все они с участием отвечали на наши вопросы про расписание маршрутки из Тпига в Дербент и расспрашивали нас, куда мы едем и откуда. Водителя по-прежнему не было на месте.

В Дербенте стояла пасмурная погода. Я открыла прогноз на Амух — предсказывали заморозки. Стас решил дойти до развала и купить у бабулек тёплые носки, и правильно сделал. С его подготовкой к горам вообще вышло забавно. Накануне вылета специально написала: «Обязательно возьми тёплые вещи». На что он ответил в духе: «Конечно, я знаю, что в горах может быть холодно». Мы встретились в аэроэкспрессе. Стас был одет в драные джинсы, толстовку и тонкую пуховку, обут в кроссовки. Когда приземлились в Махачкале, кинула взгляд на его голые колени и спросила: «У тебя же есть ещё штаны?» На что он ответил: «Нет, это единственные. Но у меня есть термуха». В итоге это оказалась кофта. Обуви сменной тоже не было.

Из Дербента выехали только в 15:40, на окраине города собрали все пробки, но ехали весело. Мы очутились в классической дагестанской маршрутке, где играет местная музыка. По пути поймала себя на мысли: «Это одно из тех явлений, по которым я реально скучала все полтора года отсутствия здесь». Особенно приятно было услышать песню «Баркала», которая в прошлый раз стала фактически гимном нашего похода.

Уже начинало смеркаться, когда стал накрапывать дождь. Чем выше мы поднимались, тем эпичнее становились виды. Дорога до Амуха вообще потрясающе хороша: она на протяжении многих километров вьётся по ущелью вдоль глубоких обрывов. Но оценить эту красоту сейчас не было возможности. В какой-то момент услышала слабый стук по крыше. Посмотрела на лобовое стекло и увидела снег. Спросила у водителя: «А давно у вас снег выпал?» На что он сказал: «Нет, вот только сейчас и пошёл». Стало очень радостно от мысли, что мы застали первый снег в горах. Это так классно!

На подъезде к Тпигу решила уточнить, сможет ли водитель подкинуть нас за дополнительную плату до Амуха. Но он ответил: «Так зачем? Я сейчас поеду до Буркихана, а там вас Омар на машине встретит». Это была приятная неожиданность! Омар в дороге не смог до нас дозвониться и сообщил всю важную информацию водителю.

Омар нас заждался — он не думал, что маршрутка будет ехать так долго. Я спросила, как у них с Сураят дела. По пути он рассказывал много интересных историй. На подъезде к Амуху дорогу перед машиной перебежал огроменный заяц, а ещё пролетела сова.

Когда Омар припарковался и заглушил двигатель, я всё никак не могла узнать местность и дом. Но на пороге у открытой двери нас уже встречала Сураят. Обняла её и спросила: «А почему вы в другом доме?» Оказалось, что в прошлый раз мы останавливались у мамы Сураят, а это — их с Омаром дом. Возле крыльца увидела Троя, который полтора года назад был совсем мелким и пугливым щенком. Теперь он превратился в большого пёселя, который громко лаял на нас и даже хватал Стаса за штанину.

Трой
Трой
Вторая фотография сделана в мае 2017 года. Снимки мои
Вторая фотография сделана в мае 2017 года. Снимки мои

В доме было натоплено. Сураят быстро накрыла на стол, принесла сыр, овощи, домашний хлеб и наваристый суп. Мы очень душевно сидели. И я всё никак не могла поверить, что снова попала в Амух и увидела ребят. Не покидало ощущение нереальности всего происходящего: ещё утром проснулась в своей постели дома, а спустя несколько часов бешеной езды всеми возможными видами транспорта очутилась на 2300, где мороз и падает первый снег.

Ужин
Ужин

Мы не засиживались. Сураят ушла в дом к родственникам, который фактически является гостевым (хозяева переехали жить на равнину). Он должен был стать нашим приютом на ближайшие дни. Когда зашли туда, почувствовали холод — натопить не удалось, потому что закончился кизяк. Тогда Сураят выдала по три одеяла и сказала, что мы не должны замёрзнуть. В этот момент мы со Стасом особенно пожалели, что не купили с собой вина — сейчас сделать это было совсем негде, а в нашем новом жилище винишко точно бы пригодилось.

Перед тем, как пойти спать, побродили по припорошенному снегом двору. На умывальнике лежал небольшой сугроб.

-5
-6
-7

Было холодно, особенно мёрзли руки. Какое-то время смотрела на тёмные горы и наслаждалась умиротворённой тишиной, которую нарушал лишь звук снега, падающего на одежду.

Мы умылись и вернулись в дом. На мебели увидели наклейки, какие считалось модным собирать в 90-х. Вообще там оказалась очень интересная обстановка.

-8
-9

Будильник решили поставить на пять утра, чтобы поснимать рассвет. Небо было затянуто снеговыми тучами, но мы не теряли надежду.

Продолжение истории здесь