По мотивам цикла статей святителя Феофана (Затворника Вышенского) "Три слова о несении Креста".
Святитель Феофан нам не спроста
Сказал про три спасительных креста,
Чтоб правильно их смыслы понимать
И как необходимо применять.
Святою силой Крест Христов
Мощь подает для всех крестов.
Всяк крест таит ограниченья,
В них парадоксы для спасенья
И Божья помощь прибавленьем.
Крест первый – внешний,
Внутренний – второй.
Духовный – третий,
Самый дорогой.
1.
Крест первый – то земная доля,
В которой боль, несчастья, горе.
Кто в жизни этого лишен?
Всяк в них бывает погружен.
Ни знатность не спасает и не труд:
И царь, и нищий с тем живут.
Тяжел сей крест аж до паденья
В отчаянье и удрученье.
Но он же - ключик ко спасенью,
Ведь горе – духа укрепленье,
Помощник нам для возмужанья
И Божьим Духом возрастанья.
Не падай духом ты в невзгодах,
Ведь были радостные годы.
Придут и новые они.
За первый крест благодари
Им дух поддерживай внутри.
2.
Второй крест – похоти и страсти,
Что в нас внутри и как напасти
Живую душу, плоть грызут.
А все ли это сознают?
И всякому они даны.
Для блага ли они нужны?
Гнев жжет, а зависть иссушает.
Обжорство, похоть расслабляют.
Гордыня и тщеславье сласть дают:
Возвысив эго, душу низведут.
Отчаянье, унынье охлаждают:
Кошмаром и бессильем устрашают.
Мы можем этого не знать,
Страстям любезно потакать.
И наслаждаться, будто в сласти.
Потом же обретать несчастья.
Не понимая, что к чему,
И душу погружать во тьму.
А можно, взявши крест второй,
Устроить им достойный бой
С бодрящей помощью Креста,
Что дан нам вовсе неспроста.
Сначала будет очень больно
И крикнуть хочется: «довольно»,
Но боль в целение пройдет,
А страсть утихнет иль уйдет.
Духовный разум воссияет,
Жизнь добродетельно взыграет
И радость света принесет,
И от напастей нас спасет.
3.
Крест третий – преданности Богу.
Когда твой путь – Его дорога.
Когда все благо своих сил,
Его ты Воле подчинил.
Сполна очистивши себя
И Бога искренне любя,
Ты жертвой чистой подарил
Ему себя. А Он открыл
Тернистый путь и Крест Святой,
Крест третий, самый дорогой.
Сей крест во благо дан святым,
Кто избран в путь духовный Им.
Не каждый крест такой возьмет,
Не каждый в путь такой пойдет.
Прельщенья дабы избежать,
Святым не надо подражать
В ношенье этого Креста**.
Но если стала жизнь пуста
От смысла чиста, много тьмы,
То соберемся в путь и мы.
Придем за помощью к святым.
И третий Крест, что дан лишь им,
И нас молитвой их спасет,
И покаянье принесет
Душа, томящаяся тьмой.
Развеет тьму ту Крест Святой.
Вот - три спасительных креста.
Пусть будет с ними жизнь чиста.
А Феофана, Бога с ним,
За сказ о том, благодарим.
© Copyright: Игорь Орлов, 2019
Свидетельство о публикации №219050200603
Примечания:
*Святитель Феофан (Затворник Вышенский) – в миру Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 (Орловская губерния)– 6 января 1894 г (Выша). Епископ Тамбовский и Шацкий, проповедник, прославлен в лике святителя. Член русской духовой миссии в Иерусалиме, настоятель русской посольской церкви в Константинополе, ректор Санкт Петербургской духовной академии. Владел несколькими языками - греческим, еврейским, арабским, французским, осуществлял переводы Священных книг, толкование псалмов и апостольских посланий. Увлекался и изучал, кроме духовных дисциплин, и психологию. Пользовался большим авторитетом в высших церковных кругах за компетентность, прилежность и трудолюбие. Занимал высокие административные посты, осуществлял административную деятельность, хотя не имел к этому особого желания. Мог бы и далее успешно продвигаться под административной лестнице, но по велению души выбрал затворничество в Вышенской пустыни, в котором пробыл 28 лет. Осуществлял духовно-просветительскую деятельность, обладал даром прозорливости. Несмотря на высокую образованность исповедовал и утверждал значимость сердечной молитвы над умной (важнее, не какие слова молитвы произносятся, а благодатное сердечное состояние молящейся души), простоты веры над высокомудрием.
**Имеется в виду подражание их великим подвигам.
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С лучшими пожеланиями,
Игорь Орлов