Найти в Дзене

Дамы, вы мало рожаете!

Петербургский международный болтологический форум наконец окончен, но оставил нам еще целое море информационных поводов для обсуждения. И нельзя пройти мимо любимой темы демографии. Почему нельзя? Элементарно. Главная задача государства – это создание комфортных условий для жизни своих граждан. И демография прекрасный показатель того, как оно с этим справляется.

Заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Витальевич Вовченко в ходе Петербургского форума высказался по поводу причин низкой рождаемости в стране. При этом даже не посмущался указать на то, что одной из причин является бедность. Вернее не сама по себе бедность, а то, что рождение ребенка для среднестатистического российского домохозяйства оборачивается падением в нищету.

Даже возьмем официальную статистику, по которой средняя зарплата в России составляет 42 тыс. рублей в месяц. Не будем обсуждать правильность этой цифры, просто примем на веру. И возьмем очень среднюю семью из 2 человек, в которой оба получают эту самую среднюю зарплату. 84 тысячи рублей в месяц или 42 тысячи на человека – не самая фантастическая цифра, но жить вполне можно, даже машину купить и задуматься о квартире в ипотеку. И тут в семье случается счастье – девушка беременеет. А через 9 месяцев рожает. Что происходит с доходом домохозяйства? Ну, во-первых, доход девушки падает с 42 до 17 тысяч в месяц. Уже болезненно. Но самое страшное, что в семье появляется иждивенец, который очень сильно повлияет на среднедушевой доход. И вот вместо семьи из 2 человек, со средним доходом в 42 тысячи рублей, мы получаем семью из 3 со средним месячным доходом 20 тысяч рублей. То есть среднедушевой доход до выхода матери на работу падает в два раза. А если мать не выйдет на работу через 1,5 года после рождения? И как там себя чувствует та самая ипотека?

-2

Вот, кстати, почему даже среднедушевой доход в 42 тысячи в месяц – это очень мало. Он обеспечивает приемлемый уровень жизни для одного человека, но в масштабах семьи это смешная сумма.

Но данная проблема решается в целом ростом благосостояния граждан, а не губительным для экономики и бюджета забрасыванием льготами и дополнительными выплатами, вроде материнского капитала. Это не должно быть проблемой только министерства труда и социальной защиты, а требует качественного роста экономики страны.

Замминистра называет и вторую причину – сокращение числа молодых девушек. Тут довольно забавно, совсем недавно я писал статью про высокий уровень разводов и кризис традиционной семьи. И вот заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации фактически выкидывает проблему традиционной семьи из факторов падения рождаемости. Нам не семей полных не хватает, а просто девушек, способных родить. А семья в этом вопрос не особо и важна.

Печально, что заместитель министра не понимает, что основа для высокой рождаемости – это семья. И в странах, где есть кризис семьи, есть кризис рождаемости. И бедность тут совсем не при чем. В той же Западной Европе также наблюдаются проблемы с рождаемостью. Однако едва ли можно говорить о бедности стран вроде Германии или Австрии.

Для замминистра же во всем виновата биология. По его мнению, просто не хватает самок для осеменения. И с этой проблемой вроде как борются, но во всем виноваты голодные 90-е, а Правительство и лично замминистра просто могут констатировать факт, что ситуация плохая и лучше не станет.

-3

Понятно, что в краткосрочной перспективе кардинально изменить демографию страны едва ли получится. С другой стороны, в Правительстве продолжают утверждать, что принимают все меры для роста рождаемости в стране. Вместе с тем, пускай в последние 20 лет министры и меняются потихоньку, но государственная политика в сфере семьи остается неизменной – куча ненужных льгот и выплат, которые сложно получить и сложно использовать. Однако, рождение ребенка как было прямой дорогой к нищете, так и остается по сей день.

И только когда направление деятельности государства поменяется и оно перестанет выбрасывать деньги на ветер, а направит их на реальный рост доходов населения, только тогда может быть переломлена отрицательная динамика в российской демографии.