«Чернобыль», трагикомедии о смерти близких, две экранизации культовых романов и, конечно же, финал «Игры престолов» — редакция КиноПоиска выбрала 10 лучших проектов прошедшего сезона.
«Чернобыль», HBO / «Амедиатека», мини-сериал
Если кратко описывать эффект, который производит это кино (а этот пятисерийный проект так и стоит называть), то перед нами невероятный гиперреалистический хоррор, с которым не сравнится ни один фильм про зомби, ни один экранный мир после конца света. Неотвратимость последствий, беззащитность перед равнодушным врагом, который не выскакивает из-за угла, а постоянно окружает тебя, проникая в самое нутро, только усиливают ужас, который испытываешь, когда пожарные приближаются к реактору посреди осколков убийственно фонящего графита. Это подлинный «апокалипсис сейчас».
«Любовь, смерть и роботы», Netflix
Дэвид Финчер и Тим Миллер спродюсировали анимационную антологию, которая взбудоражила всех любителей сериалов. Никто не ждал ничего особенного — мультики же! — и авторы этим воспользовались. 18 серий-коротышей (от 6 до 18 минут) объединялись лишь темой: мир будущего, технологии и человеческая природа. В итоге зрители получили дикий коктейль из самых разных фантазий о пришельцах, роботах, оборотнях, аватарах, Бэнкси, котиках и даже Гитлере. Все с рейтингом 18+ — внутри кровь, кишки, обнаженка и много секса.
«Тука и Берти», Netflix, первый сезон
Новый анимационный сериал про подружек-птиц — Туку (беспечная туканиха на вечном движняке и без постоянной работы) и Берти (неуверенная в себе воробьиха, прозябающая в офисе) — многие сравнивают с «Конем БоДжеком». Но в «Туке и Берти», помимо бойко разыгрываемых общечеловеческих проблем (работа, съемное жилье, отношения, секс), подкупает сама анимация, находящаяся в постоянном движении. Темп, в котором все это происходит, сближает этот сериал не столько с «БоДжеком», сколько с другим нетфликсовским хитом — «Риком и Морти».
«Семейный брак», Sundance TV / КиноПоиск
Стивен Фрирз, известный по «Опасным связям», «Королеве» и «Филомене», снял 10 коротких эпизодов из жизни мужа и жены на грани развода. Они больше не живут вместе, но хотят все исправить и ходят к семейному психологу, встречаясь перед сеансами в баре за пинтой пива и бокалом белого вина. Сидеть и болтать по 10 минут о своих проблемах так, чтобы зритель не заснул, — непростая задача, но Розамунд Пайк и Крис О’Дауд справляются с ней блестяще. Мы вместе с персонажами распутываем клубок ошибок, недопониманий и взаимных претензий и переживаем за них, как за родных.
В России «Семейный брак» официально выходит на КиноПоиске 15 июня в озвучке знаменитой комедийной пары Михаила Шаца и Татьяны Лазаревой, которые так сформулировали его основной посыл: «Красота спасет мир, разговор спасет брак». Вот уж и правда.
«Мертв для меня», Netflix, первый сезон
Джен (Кристина Эпплгейт) недавно овдовела и до сих пор не знает, как справиться с потерей. Она усиленно делает вид, что все хорошо, но внутри у нее все разрывается. На собрании для людей, потерявших близких, она знакомится с Джуди (Линда Карделлини). Между двумя женщинами быстро завязывается дружба. Однако вскоре выясняется, что в шкафах у обеих хватает скелетов, и познакомились они вовсе не случайно. Прошлое Джен и Джуди вырисовывается постепенно, раскрывая нам одну неожиданную деталь за другой, и следить за этим чертовски интересно.
«Благие знамения», Amazon Prime, мини-сериал
«Благие знамения» — роман Терри Пратчетта и Нила Геймана, а произведения Пратчетта, как известно, плохо поддаются экранизации. Но Amazon вполне убедительно справился с задачей. Теннант на экране весело огрызается на очаровательного Шина, Фрэнсис МакДорманд в роли Бога рассказывает о происходящем в кадре со вселенским спокойствием, а вся история постепенно превращается в забавный фарс о том, как вредно следовать приказам и что воспитание порой важнее кровного родства. Некоторые сюжетные линии, конечно, можно было бы оставить за бортом и сделать финал более динамичным, но все равно «Благие знамения» — сериал, вполне достойный культового оригинала.
«Толя-робот», ТНТ-PREMIER, первый сезон
Житель подмосковных Электроуглей Толя (Александр Паль) потерял и руки, и ноги, но не любовь к жизни и не веру в себя. Он шутит над своим положением, подбадривает других, ухаживает за понравившейся соседкой и собирается вступить в борьбу с главой местной управляющей компании. К тому же Коле устанавливают новые бионические протезы, а с ними он и вовсе чувствует себя сверхчеловеком. Сериал от авторов «Я худею» и «Ольги», конечно, не лишен некоторой ситкомовской наивности. Но важнее то, что он продолжает тренд в новом российском кино, затрагивая темы, которые раньше были табу, и делает это свежо и остроумно.
«Притворство», Hulu / КиноПоиск, мини-сериал
У девочки-подростка Джипси паралич, эпилепсия, астма, шумы в сердце и развитие семилетнего ребенка. Ее в одиночку воспитывает мать Ди-Ди Бланчард, которая постоянно боится, что с дочкой что-нибудь случится. Однако семья не без секретов: вдруг выясняется, что Джипси вполне может обходиться без коляски, таблеток, еды через трубочку и тщательной опеки, которой ее окружает мать.
Сюжет сериала основан на реальной истории, произошедшей в США несколько лет назад. Джипси и Ди-Ди Бланчард были настоящими народными героинями, про них писали газеты и снимали ток-шоу. Неожиданная трагическая развязка их отношений всколыхнула и Америку, и весь мир. «Притворство» — крепкая психологическая драма с крутыми актерскими работами опытной Патриши Аркетт и юной Джои Кинг.
«Роковой патруль», DC Comics / КиноПоиск
Роботмен, Негативный Человек, Безумная Джейн, Эласти-герл и Киборг — сегодня эти люди стали супергероями, а еще недавно на них нельзя было взглянуть без жалости и содрогания. Теперь их задача — разобраться с собственным прошлым, победить свои недостатки и, превратив их в достоинства, направить на борьбу со вселенским злом. Основанный на комиксах DC сериал метит куда-то между историями про Бэтмена/Супермена и изысканиями М. Найта Шьямалана с его трилогией о близости супергероев к народу. Пафос «Рокового патруля» то и дело сбивается циничными шуточками, но от этого история не перестает быть трогательной.
«Общество», Netflix, первый сезон
Накануне выпускного бала старшеклассники из богатого американского захолустья отправляются на экскурсию подальше от странного запаха, который внезапно появился в городе. Но автобусы возвращаются обратно в совершенно пустой город, из которого исчезли вообще все. Самые инициативные решают осмотреться и выясняют, что они полностью отрезаны от мира. Десятисерийное «Общество» — это не только современный оммаж «Повелителю мух», но еще и просто неплохая школьная драма. В отличие от рафинированных подростковых сериалов вроде «Ривердэйла», в «Обществе» максимально достоверно показан мир 16-летних.
«Жизнь после смерти», Netflix, первый сезон
После смерти любимой жены Тони решает совершить самоубийство. Останавливает его только собака, которую он не решается бросить на произвол судьбы. Но он настолько теряет интерес к жизни, что отныне начинает вести себя как мудак — потому что какая разница? Но друзья, коллеги и сама жена, оставившая Тони огромное видеопослание перед смертью, выступают против такого расклада.
Горький английский юмор, многочисленные культурные отсылки, «говорящий» саундтрек — это классический образец британского сериала, в котором «ничего не происходит». Несмотря на то, что все шоу написал и срежиссировал Рики Джервэйс, сыгравший также главную роль, это не театр одного актера. У каждого персонажа (их тоже играют актеры из пресловутой «британской коммуналки»), даже мимолетного, есть своя история боли и радости, и каждый заслуживает внимания и права голоса. За циничными шутками в сериале Джервэйса можно увидеть жизнеутверждающий манифест: да, боль не исчезает, но близкие будут рядом, а счастье по-прежнему существует — если не свое, то ближнего.
«Уловка-22», Hulu / «Видеоморе»
Остается около года до окончания Второй мировой, американские войска продвигаются по Италии. Йоссариан (Кристофер Эбботт) служит наводчиком на бомбардировщике и мечтает отправиться домой — он панически боится смерти. Но для этого нужно сделать определенное количество вылетов, а начальство, которое видит в войне лишь карьерные перспективы, постоянно увеличивает норму. Другой вариант — притвориться сумасшедшим. Экранизация культового романа Джозефа Хеллера успешно доносит ключевую мысль книги: война абсурдна, и для человека нормально не хотеть в ней участвовать. К тому же все власть имущие преследуют в ней свои цели, а бюрократия, возведенная в армии в абсолют, приводит только к бессмысленной гибели людей.
«Воин», Cinemax / «Амедиатека», первый сезон
1878 год. Едва сойдя с корабля, набитого азиатскими мигрантами, молодой китаец А Сам без труда отправляет в нокаут трех габаритных портовых жандармов, унижавших его сограждан. Он мастер кунг-фу и приплыл в Сан-Франциско, чтобы найти пропавшую сестру, но благодаря демонстрации своих талантов сразу же оказывается в лапах местной китайской мафии.
Идея этого проекта пришла еще в начале 1970-х Брюсу Ли. Он хотел запустить проект на волне славы, пришедшей к нему с ролью Като в «Зеленом Шершне», но идея осталась нереализованной. Несколько лет назад дочь актера, Шеннон Ли, нашла восьмистраничную сценарную заявку отца и возродила проект. Сериал от создателя «Банши» Джонатана Троппера и режиссера «Форсажей» Джастина Лина получился историческим, но в меру. Прежде всего «Воин» — это зрелищный боевик с напряженным детективным сюжетом и эффектными поединками. В общем, Брюс Ли был бы доволен.
«Игра престолов», HBO / «Амедиатека», финальный сезон
Несмотря на то, что последний сезон вызвал массу критики со стороны фанатов, нельзя не признать: это все равно пока самое важное сериальное событие года. Ну, по крайней мере, до выхода «Чернобыля». Закончилась великая сага, почти 10-летняя история отношений с любимыми и ненавистными героями, и что-то похожее по масштабу нас ждет еще нескоро.
Да, финальный сезон, пожалуй, справедливо упрекают в скомканности и недосказанности. Если раньше на какие-то линии и объяснение мотивации героев отводилось по полсезона, то здесь все могло произойти внутри одной серии. И да, у нас остались вопросы. И да, вероятно, лучше было бы разбить это все на два сезона. Но одновременно концовкой «Игры престолов» и нельзя не восхищаться — за то, что нас держали в напряжении до последнего и при этом не забывали разбавить мрачность или пафос шутками, как будто выписанными из первого сезона; за эволюцию Дейенерис; за музыку Джавади; за финальный твист, которого никто не ожидал, и, наконец, за мастерски срежиссированную великую Битву за Винтерфелл. Эту серию, в которой выверен каждый кадр, будут точно разбирать на уроках режиссуры и монтаж