В Воронеже с невероятным для провинции успехом уже девятый раз проходит Платоновский фестиваль искусств. Две недели, десятки концертов, спектаклей и выставок. Число зрителей - около 100 тысяч. Мы решили на пару дней сгонять в столицу Черноземья - посмотреть авангардный спектакль академического театра по книге советского классика, походить по выставкам, и рассказать о том, что это было...
День первый: Псковский авангард.
Постановка псковского театра драмы имени Пушкина "Река Потудань" наделала много шума в прошлом сезоне. И не только во Пскове. Достаточно сказать, что у этой работы молодого, но уже "широко известного в узких кругах" новосибирского режиссёра с очень сценической фамилией - Сергея Чехова в этом году целых пять номинаций на главную театральную премию - "Золотую маску". Спектакль авангардный, но сделанный академическим театром с невероятным пиитетом к первоисточнику (одноименная повесть Андрея Платонова). Спектакль, где фрагменты текста советского классика органично сочетаются с американской эстетикой - и с картинкой и с настроением в целом.
"Театр начинается с вешалки" и всего остального, что встречает нас по пути в зал, в этом смысле воронежский Камерный театр (площадка, где давали "Потудань") - идеальное пространство для актуального искусства. Минималистичный дизайн - всё продумано, функционально, ничего лишнего, и при этом нет ощущения стерильности и холода - "души" добавляют детали: мягкий "теплый" свет и деревянный пол.
Приём, когда первые зрители входят в пустой зал, а актёры уже на сцене, не новость, но смотрится он всегда выигрышно, если оправдан логикой повествования. Здесь как раз, такой случай. Вообще, если говорить о логике, то зритель привыкший к "классике" - длинным, истеричным диалогам на грани крика, трагическому заламыванию рук и подобным изобразительно-выразительным средствам, перекочевавшим в XXI век из века XIX, так вот логики такой зритель во всём происходящем на сцене может поначалу и не разглядеть.
Трейлер спектакля "Река Потудань", источник YouTube.
Декорации минималистичны - 4 кресла, "больничная" стена, две двери по краям сцены, небольшой монитор на стене и квадратная подсвеченная ниша, в которой течёт вода - та самая платоновская река Потудань, которая то ли Стикс, то ли Смородина - эдакая купель, наполненная Живой и Мёртвой водой одновременно.
Никто из актёров за спектакль не произнесёт ни слова. Только редкие, часто пугающие, звуки и почти ритуальные причитания-песни. Платоновский текст читают за кадром несколько голосов (мужские и женские), накладываясь друг на друга, уходя в эхо и в другие эффекты, словно отражая весь ментальный хаос в голове главного героя - демобилизованного после Гражданской красноармейца Никиты.
На сцене - причудливая, но органичная смесь традиционной драммы, аудио-визуального и физического театра. В комплексе это создаёт неожиданно сильный эффект, его подчёркивает и "картинка", построенная в стиле топовых американских хорроров, таких как "Сайлент Хилл". Клиповой эстетики добавляет огромный глаз в маленьком мониторе - такой приём часто используют клипмейкеры. А возлюбленная Никиты студентка-медичка пришла то ли из классического Голливуда 40/50хх, то ли из современных стилизаций под него (пример - арт из "Небесного капитана и мира будущего" или образ "медсестры" из тарантиновского "Убить Билла").
Пускай сравнения с американской массовой культурой не пугают - голливудский саспенс идеально подчёркивает вязкую атмосферу повести Платонова, да и вообще дух страдания, характерный для всей русской классики. Людей, которые не поняли авангардного прочтения, было немного - после спектакля зал приветствовал псковских актёров стоя и долгой овацией.
Если коротко, то и мы не пожалели, что решили сходить именно на Псков. А в репортаже о втором дне в Воронеже расскажем немного о самом городе, немного о Платовском фестивале и, конечно же, о выставках в его рамках.
Друзья, эта и другие истории об искусстве, литературе и кино читайте на нашем сайте. Заходите, будет интересно!