Найти тему
Senicheff Longsword Club

Искусство топора кондотьера Пьетро Монте

Лаодика Каппадокийская, иллюстрация из манускрипта Бокаччо Des cleres et nobles femmes, Français 599
Лаодика Каппадокийская, иллюстрация из манускрипта Бокаччо Des cleres et nobles femmes, Français 599

Продолжаем исследовать трактат Пьетро Монте Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea, изданный в Милане 27 июля 1509 года и ставший, вероятно, первым из печатных изданий об искусстве войны. Пришло время коснуться такого прекрасного оружия, как топор, именуемый также aza или tricuspidis. Монте описывает это оружие с разных сторон в разных частях своей книги, но в основном касается его свойств и приемов обращения с ним в главе XII первой книги и главах X-XIII и LXIII второй книги. Информация в этих главах зачастую повторяется, а сам Монте, кроме описания логики приемов и движений, также дает практические советы по противостоянию кавалерии (возможно этот фрагмент попал в книгу из другой главы, так как о тактике и построениях Монте пишет в другой части книги).

Как и в случае с двуручным мечом, о котором я уже писал ранее, Монте не просто описывает приемы боя, но пытается свести их с логикой и пониманием природы движения и времени. Немаловажно, что он дает описание распространенных в его время видов древкового оружия.

Сам топор Монте именует aze vel tricuspidis, то есть, «топор либо трезубец» и эта формула повторяется им во всех главах о топоре. Он также обращает внимание на то, что важным свойством этого оружия является возможность принимать удар на зубья*. Возможно, само понятие «трезубца/tricuspidis» введено Монте за неимением аналога этому оружию в латинском языке, на котором написан его трактат (точно так же он поступил с названием элементов доспехов), и сам рыцарский топор, таким образом, был окрещен «трезубцем».

*Подобный способ парирования описан в трактате Le Jeu de la Hache и называется защитой крестом (guarde de croix), то есть, пересечением пики, молота и клевца в боевом топоре.

Итак, без промедления приступим к искусству топора, описанному для нас учителем кондотьеров, воином и стратегом из Милана.

Прорисовка разнообразного древкового оружия от Richard Fay.
Прорисовка разнообразного древкового оружия от Richard Fay.

De ludo aze ac de quibusdam ictibus in eo principalibus
Об играх с топором и главных ударах этого оружия

Топор, как это оружие именуется в просторечии, сделан из железа и дерева и является разновидностью древкового оружия. Длина его примерно равна росту человека. В верхней части его расположена боевая часть, напоминающая молот, но имеющая сверху острую пику, а одна сторона молота тупая, в то время как другая - заточена. В нижней его части, которая именуется calx (пята), расположено еще одно острие, ибо очень часто эта сторона пригождается в бою. Протазан представляет из себя еще один вид древкового оружия, несколько выше человеческого роста с вытянутой вверх рукой, а его стальная часть напоминает клинок старинного меча, но немного короче, но от этого не хуже рубит обоими своими лезвиями и колет острием. Ронка очень похожа на протазан, но имеет острия под прямым углом к клинку и более острую пику, чем острие протазана. Таким образом ронка находится как-бы посередине между топором и протазаном.

-4

De ludo aze vel tricuspidis
Об играх с топором или трезубцем

Всякое древковое оружие защищают нас лучше прочего оружия, если мы помним о трезубце [имеется ввиду возможность принимать на него удары].

Трезубец или топор должен вытягиваться вперед, когда мы наносим удар, для чего лучше всего держать его возле пяты. Удары топора происходят из игры levata, то есть восходящей игры, лежащей в основе нашего искусства, а удары пяты или нижней пики происходят внизу. Лучше всего произвести финт, заставляя противника закрыть себя сверху, и вместе с этим нанести удар вниз. [В упражнении levata] удар нужно наносить снизу вверх, от ног к голове, целясь молотом или острой частью в верх его тела и вытягивая оружие вперед, но держа руки близко к себе. И когда твой противник решит закрыть себя, настанет время нанести ему рану в живот, ударив его острием, и после этого сразу же закрыть себя от возмездия.

Еще одно правило говорит о том, чтобы быстро нанести укол пятой топора, и как только он решится парировать и соединит свое оружие с твоим, ты сможешь быстро ударить его топором или клевцом, нанеся два или три удара и затем снова закрыть себя и отойти на небольшое расстояние.

Ноги должны находиться в постоянном движении, а голова должна быть защищена. Руки же должны быть готовы к тому, чтобы мгновенно уйти от удара, так как противник будет постоянно стремиться их достать. Держать оружие следует легко, ибо крепко сжатые руки делают удар короткими и ограничивают их.

Турнирный поединок на топорах, в бою против доспехов вместо лезвие часто заменяли на молот с клевцом на обратной стороне, ок. 1500 г.
Турнирный поединок на топорах, в бою против доспехов вместо лезвие часто заменяли на молот с клевцом на обратной стороне, ок. 1500 г.

De quibusdam ictibus principalibus tripuncte seu aze
О главных ударах топора и трезубца

Многие берут себе топоры такой длины, что их рука, вытянутая вверх еле достает до острия. Но намного лучше взять себе оружие, которое было бы немного короче. Лучше всего наносить укол пятой оружия и затем бить восходящий удар, как это привычно делают с мечом в двух руках. Такой удар молотом обычно нацелен в руку оппонента и его не стоит повторять, а сразу же вернуться на другую сторону, снова ударив пятой. Периодически стоит колоть пятой в ноги противника, при этом слегка наклоняясь и прикрывая себя древком, чтобы при этом иметь возможность сразу же уколоть в лицо оппонента острием, не тратя лишнего времени, а только вытянув руку.

Также хорошим приемом является шаг вперед, при котором топор вращается, подобно колесу и при этом встречает оружие оппонента, защищая нас, иногда близко к себе, а иногда далеко, но в любом соединении мы будем иметь возможность ранить оппонента, даже если он сам вращает топор, пытаясь от нас защититься. Лучше всего провести врага, заставив его поверить, что он взял защиту и прочно соединился с нашим оружием, а нам в это время стоит перенаправить наш удар вниз, чтобы поразить его.

Всякое действие стоит делать размеренно и избегать гнева, который дает противнику понять наши намерения прежде, чем мы реализуем их. Но всякое действие требует быстроты и достаточного количества силы, чтобы его совершить.

Иллюстрация из хроники, описывающей жизнь Жака де Лаллена, нач. XVI века.
Иллюстрация из хроники, описывающей жизнь Жака де Лаллена, нач. XVI века.

Quante longitudinis opus sit azam esse
Какой длины должен быть топор или трезубец

Длина топора или трезубца должна быть на одну руку выше человека, который пользуется им, чтобы его удары могли легко доставать до любой цели и ему не приходилось бы нагибаться, чтобы нанести удар в ноги, что особенно опасно, когда мы носим тяжелые доспехи, ибо вес их будет тянуть нас вперед и мы не сможем быстро восстановить положение тела после удара. В бою следует держаться от противника на расстоянии, равном твоему росту, чтобы при сближении с ним, ты мог успеть схватить его руками. В таком положении будет выгоднее взяться за кинжал и отбросить топор, а топор противника стоит перехватить своей левой рукой, чтобы он не мог сбежать, а в это же время ты мог бы бросить его на землю.

Одна из вариаций боевого топора, нач. XVI в.. Древко заменено в XIX веке, пята утеряна.
Одна из вариаций боевого топора, нач. XVI в.. Древко заменено в XIX веке, пята утеряна.

Так описывает искусство топора Пьетро Монте, мастер боя из Милана. Замечу, что как и в случае с двуручным мечом, он описывает в большей степени общие принципы и логику ведения боя, что отличает его трактат от работ современников, уделявших, наравне с теорией ведения боя, не мало внимания и отдельным приемам.

Спасибо за внимание!