28 марта 1876 года в Японии вышел судьбоносный для страны указ о запрете мечей (хайто рэй). Этот указ стал первым в череде схожих с ним законодательных актов общий смысл и посыл которых был таков:
"Самураев в Японии больше нет!"
Поистине, это решение ознаменовало уход целой исторической эпохи Страны восходящего солнца. Можно много говорить о том насколько болезненно была воспринята эта реформа самураями, но я хотел бы рассказать не об этом, а о том, как это решение отразилось на кузнецах. Тех людях, которые ковали смертоносные катаны, доспехи и прочую военную амуницию.
1. Разному времени - разные мечи.
Период Эдо (1603-1868 гг.) - был длителен и принёс в Японию мир. Именно в этот период японская традиционная культура, корни которой были "прочно оформлены" в эпоху Хэйан (794-1185 гг.) испытывает ослепительный рассвет. Шедевры гравюр укиё-э, морально-этические кодексы из которых складывается бусидо, поэзия хайку, пьесы традиционных японских театров (но, кабуки, бунраку) и многие, многие другие элементы традиционной японской культуры сложились, окончательно сформировались или испытали свой подъём именно в эпоху Эдо. В определённом смысле, для Японии период Эдо в культурном значении сравним с Ренессансом в западной культуре.
В этот период самурайские мечи и доспехи становились всё более утончёнными.*
*Если в период междоусобных воин Сэнгоку Дзидай (1573-1603 гг.) кузнецы и мастера бронники стремились не только делать красивые, но ещё и практичные мечи пригодные прежде всего для войны, то в период Эдо мастера всё больше тяготели к художественной инкрустации мечей. Вот пара примеров:
Конечно, настолько высокоискусные творения были доступны, прежде всего самураям высокого чина и правителям, помимо мечей среди культурного достояния эпохи Сэнгоку, представленны также и доспехи.
2. Японская анималистическая бронза эпохи Мэйдзи. Образец мирного искусства японских мастеров.
Однако, после запрета на ношение мечей многие японские мастера кузнечного дела переквалифицировались. И если раньше они создавали то, что предназначалось для убийства, а позже для внешнего обозначения высокого статуса владельца, то в эпоху Мэйдзи ( 1868—1912 гг.) они стали творить сугубо предметы искусства.
Важным культурным достоянием эпохи являются скульптуры из бронзы изображающие животных. Потому эти скульптуры принято называть в среде искусствоведов анималистическими (англ. animal - животное), т.е. изображающими животных.
14 июля 2014 года я лично был на выставке этих скульптур в Государственном историческом музее в Москве.
В России традиции коллекционирования японской бронзовой скульптуры сложились в конце XIX века, во многом благодаря собирательской деятельности П.И. Щукина, П.И. Харитоненко, А.А. Броккара. Современное коллекционирование редких образцов японского бронзового литья является продолжением этой традиции и ярким свидетельством неутихающего интереса к искусству и культуре Японии.
Из описания выставки на официальном сайте музея.
Ниже представляю небольшую серию фотографий, сделанных мной на выставке.
Характерной чертой японских бронзовых животных эпохи Мэйдзи я бы назвал их гипертрофированные эмоции. Мастера наделяли орлов и голубей, тигров и мелких грызунов выразительной мимикой, сродни человеческой. Но это лишь лёгкие штрихи, довершающие образ того или иного зверя. Они не затмевают его анималистическую суть и не превращают в антропоморфного представителя сказочного зоопарка. Все фигурки выполнены искусно - пёрышко к пёрышку, волос к волосу. Их точёные формы и чёткие, осознанные линии чем-то роднят бронзовых животных как со смертоносными японскими мечами, столетиями остающимися острыми, как бритвы, так и с японской электроникой третьей четверти ХХ века, которую многие ценители считают не меньшим произведением искусства, нежели, например, картины, выставленные в Третьяковке.
Алексей Касмынин. Выдержака из статьи "Японская анималистическая бронза" газета "Завтра" № 20 (1069 2014)
Как видите, японские кузнецы и мастера оружейники нашли выход и "повернули свой талант" в русло прикладного искусства.
Искусства, которое не убивало!
В статье использованы материалы из следующих источников:
Книга-альбом "Самураи Art of War" 2012 г. одноимённой выставки.
Интернет ресурсы:
shm.ru
public.wikireading.ru