Найти в Дзене
Adept. Образование

5 главных преимуществ образованного человека в XXI веке

Оглавление

В чём преимущества образованного человека в современном мире и как они облегчают его жизнь?

Организация экономического сотрудничества и развития начиная с 2010 года стала называть входящие в неё государства «инновационными». Подобное наименование в первую очередь подразумевает наличие у этих стран чётко выстроенной системы образования, позволяющей населению получать навыки, необходимые для комфортного существования в современном мире.

Действительно, XXI век, характеризующийся постоянно ускоряющимся прогрессом, ставит перед человечеством совершенно новые вызовы, адаптация к которым требует целого ряда навыков и компетенций, присущих образованной личности.

I. Способность создавать новые знания

Большинство представителей главных сфер общественной жизни – политики, экономики, образования признают, что единственный путь к дальнейшему улучшению социума лежит через создание новых знаний. Однако зачастую выполнить эту задачу не так-то просто. К примеру, по мере развития наук о здоровье становится всё менее понятно, какие же именно продукты должны составлять правильный рацион? Некоторые люди, не желая глубоко вникать в подобные вопросы, просто выбирают требующий наименьшего количества усилий путь. Тем не менее, коллективный ответ образованного общества заключается в интенсивном проведении дальнейших исследований.

-2

Похожим образом дело обстоит с экологическими и энергетическими проблемами, угрозами безопасности, эпидемиями различных болезней, способными повлечь за собой гибель человечества. Производство необходимых знаний требует не только увеличения количества людей, способных их создавать, но и тех, кто благодарен за это и всячески поддерживает подобную деятельность. Обе цели достигаются посредством продвижения в образовании лучшего понимания природы науки. Потому современный образованный человек умеет не только использовать знания, но и успешно создаёт их.

II. Умение работать с абстракциями

Будь то врач, оценивающий состояние здоровья пациента или механик, диагностирующий поломку автомобиля, выводы, которые ранее требовали непосредственного взаимодействия с объектом, теперь будут основаны на работе с компьютерными данными. Даже если технология обрабатывает данные в реалистичной симуляции, чтобы специалист мог применить навыки старого практического типа, эти данные трансформируются с помощью теории, которая находится между реальным явлением и человеческим представлением о нём.

Массовое распространение информационных технологий сделало необходимым умение равнозначно ориентироваться как в конкретных, так и в абстрактных реалиях. Во многом этому способствует образование, делающее упор на различные виды моделирования, облегчающие практическую деятельность человека.

III. Системное мышление

-3

Ещё в середине XX века американский экономист и будущий нобелевский лауреат Герберт Саймон доказал, что решение большинства стоящих перед социумом проблем является слишком сложным для ограниченных возможностей человеческого мозга в обработке информации. И проблемы с каждым годом становятся всё сложнее и сложнее. Отчасти потому, что количество данных о них постоянно увеличивается, отчасти из-за того, что современная жизнь вводит всё больше переменных.

К примеру, стоя у кассы супермаркета довольно легко ответить на вопрос «Бумага или пластик?», поскольку любые последствия подобного выбора заканчиваются на мусорной свалке. Но если проследить всю цепочку от добычи природных ресурсов до производства и дальнейшего использования продуктового пакета, а также его воздействия на окружающую среду, то даже специалистам трудно определиться с выбором. Человеку в XXI веке жизненно необходимо осознавать сложность любых явлений именно с научной точки зрения.

Современное образование пытается привить людям способность мыслить системно, ведь такой навык способствует комфортной жизни в постоянно усложняющейся реальности и даже превращению этой сложности в преимущество.

IV. Познавательная стойкость

-4

Этот навык включает в себя способность к устойчивому обучению, стремление к пониманию, умение работать с длинными сложными текстами, готовность принять новаторские направления научной мысли. Всё это со временем трансформируется в творческие усилия, перерастающие в создание многообещающих идей, теорий, разработку перспективных проектов.

Особую важность познавательной стойкости в современном мире подтверждает тот факт, что в постиндустриальном обществе постоянно увеличивается количество отвлекающих от познания факторов, включающих в себя социальные сети, интерактивные развлечения, медиа и прочее. Работодатели проявляют серьёзную озабоченность из-за массы рабочего времени, которое попросту теряется вследствие отвлечения внимания. Поэтому современная система образования переориентируется с традиционной систематической зубрёжки на совместную интеллектуальную работу с упором на мотивацию и всеобщую вовлечённость в учебную деятельность.

V. Осознание коллективной ответственности за результаты труда

-5

Этот навык очень ярко характеризует современные экспертные команды всех видов. При чём означенное понятие выходит далеко за рамки определения «сотрудничество», так как люди не только вместе продуктивно работают, но и вместе несут ответственность за успех предприятия. В последнее десятилетие подобное явление приобрело чрезвычайно широкую распространённость в среде команд разработчиков, исследовательских групп, команд планирования и так далее.

Лидеры в современном мире облегчают работу коллектива, но уже не управляют им в классическом значении этого слова. Происходит выравнивание иерархии статусов. В учебных заведениях самых разных уровней вместо традиционной роли преподавателя как безоговорочного авторитета, обеспечивается совместная учебная деятельность, за которую учащиеся несут коллективную ответственность, что существенно облегчает дальнейший путь в реалиях современного мира.