Абсолютно все выпускники школ сталкиваются с вопросом профессионального самоопределения. Какую профессию выбрать? Будет ли она престижной и высокооплачиваемой? Не упадёт ли её востребованность на рынке труда в ближайшие годы?
Особенно трудно приходится в ситуации, если выбранная профессия не соответствует новомодным тенденциям. С развитием информационных технологий появилось множество новых направлений: оказалось, что сегодня можно быть блогером, снимать видео о жизни «today» и неплохо зарабатывать.
Но что делать тем, кто мечтал стать, например, журналистом? Насколько эта профессия будет востребована сегодня, завтра – на рынке труда, перенасыщенном специалистами различного уровня и профилей?
Профессия и рынок труда
Так сложилось, что в современном обществе выпускник вуза самостоятельно заботится о будущем трудоустройстве. Государство давно перестало бронировать рабочие места в организациях, поэтому все «прелести» поиска работы ложатся на плечи молодого специалиста. Причём проблема кроется не только в непредсказуемости рынка труда, переизбытке специалистов и недостатке информации о востребованных вакансиях. Основным фактором, негативно влияющим на процесс трудоустройства, является существование двух автономных рынков: труда и образования.
В современных реалиях спрос на высшее образование определяется вовсе не потребностью общества и организаций в конкретных специалистах. Поступление выпускника в вуз всё чаще обусловлено престижностью образования, социальными стереотипами, а не реальным спросом выбранной профессии на рынке труда и ориентацией на её востребованность в будущем.
Это приводит к тому, что обрывается логическая цепочка «вуз – организация», происходит десинхронизация рынков труда и образования. Образовательные учреждения, ориентируясь исключительно на спрос со стороны заказчика-потребителя, а не реального спроса на вакансии в организациях, поставляют специалистов на рынок труда с значительным опозданием (разница составляет около 5-7 лет).
Если стать журналистом всё же хочется...
Ко всем аспектам журналистской практики сегодня требуется совершенно новый подход. Это обусловлено активным развитием сети Интернет и её позиционированием как нового канала коммуникации. Сегодня среда, в которой работает журналист, видоизменилась, став «средством массового развлечения» и «массовой пропаганды». Поэтому современный журналист – это, в первую очередь, создатель информационного пространства в Интернете, глобального по своей массовости и всестороннему распространению.
Журналистика в потоке новых технологий обрела совершенно новый формат. Сегодня журналист должен уметь использовать технологии в традиционных медиа, формировать печатный и сетевой контент, быть гибким к изменчивой информационной среде, грамотно интегрируя традиционные СМИ и новые медиа. Однако в профессии всё же сохранилась необходимость работы над текстом и творческая составляющая.
В то же время журналист должен понимать, что материал, созданный для сети, в первую очередь должен быть качественным и правдивым (этот пункт очень часто сегодня игнорируется). Глобальная Сеть стала вторичным коммуникативным каналом, «четвёртым» СМИ: информации, полученной из Интернета, доверяют 96% пользователей.
Практика журналиста в современной реальности подразумевает создание контента не только для одного СМИ, но и для различных ресурсов: печатных изданий, сайтов, телевидения и радиоэфиров. Материал в каждом случае должен быть адаптирован под специфику ресурса, а также правильно организован в соответствии с его требованиями и характеристиками.
Журналист vs блогер
По поводу таких направлений, как блогер и журналист, сегодня идут споры. Одни считают, что блогер просто обязан иметь журналистское образование. Другие уверены, что блогер может работать и без специального образования. Третьи же вообще не находят различий между блогером и журналистом. Кто прав?
Можно сказать, что блогерство сегодня – модное и востребованное направление. Но не профессия. Да, блогер располагает свободой выбора тем, своеобразием подаваемой информации, манерой, стилем. Однако зачастую информация предоставляется некачественная, односторонняя, основанная на субъективном мнении и суждении одного человека. К тому же блогер-самоучка не располагает жанровой палитрой, полным инструментарием, который есть у профессионального журналиста. Нередко в его блогах прослеживаются примитивные грамматические ошибки, ляпы, несоблюдение законов жанра, стилистики и принципов подачи информации.
Журналист подаёт информацию точно, грамотно, обладает профессиональным чутьем и максимальной гибкостью. Его информация независима, современна, корректна, понятна пользователю любого возраста.
Но главным преимуществом журналиста перед блогером является наличие профессионального журналистского образования и опыт работы в СМИ. Именно опыт работы в журналистике помогает ему создать качественный материал, основанный не только на собственном суждении, но и на научно доказанных фактах. Его публикации объективны и непредвзяты, он формирует общественное мнение и понимает ответственность, возложенную на его плечи.
Журналист обладает хорошей эрудицией, грамотно описывает и передаёт информацию любого жанра как в печатном издании, так и в формате Интернета, и владеет компетенциями, необходимыми для качественной и продуктивной работы в современных реалиях.
Все профессии важны, все профессии нужны!
Несмотря на переизбыток специалистов на рынке труда в данном направлении, журналистика всегда будет востребована. Другой вопрос, что государству следует задуматься об использовании экономических стимулов для заинтересованности СМИ в трудоустройстве молодых специалистов, их переподготовке, профессиональном обучении. В противном случае оно останется позади развитых стран, идущих по пути инновационного развития экономики и образования.
Мечтаете стать журналистом? Тогда смело в бой! Активные и целеустремлённые специалисты, профессионалы в своём деле всегда найдут достойную организацию, которая станет трамплином для построения успешной карьеры. Ведь несмотря на недостатки современных СМИ, глобальная журналистика – это важная социокультурная модель, свидетельствующая об интернационализации культуры и развитии цивилизации в целом.