Найти тему

"Одномерный человек": теория Герберта Маркузе

Герберт Маркузе был философским знаменем молодежного бунта 1968 года. Это когда студенты забаррикадировались в Латинском квартале и кидали зажигательные смеси в полицию. Именно теория Маркузе была взята левыми радикалами в качестве интеллектуального оправдания того, чтобы громить Париж, выдавая это за борьбу с буржуазностью. (Кстати, традиция время от времени громить Париж является милой особенностью столицы Франции, начало положили еще в 1789 году).

Студенческие выступления в Париже в 1968 году. Фото из открытого источника в интернете
Студенческие выступления в Париже в 1968 году. Фото из открытого источника в интернете

Но вернемся к Маркузе. Его, что ли, винить в уличных боях?! Конечно, нет. Ни один философ не застрахован от того, что его идеи не схватят чьи-то горячие, нетерпеливые руки, интерпретируют, как им угодно, и начнут под этим соусом вытворять черт знает что. Маркс вон тоже не мечтал о ГУЛАГе, а вот как оно вышло... Ницше пришел был в ужас от Гитлера...

Итак, кто такой Маркузе, и что в его философии так понравилось французским студентам 1968 года? Герберт Маркузе был одним из основателей так называемой Франкфуртской школы философии, возникшей в 30-е годы ХХ века понятно, где. Ее представители опирались на социалистические и либеральные идеи, приправляя их долей фрейдизма. Их целью было изучение современного общества, постановка ему диагноза и поиск путей выздоровления. А то, что современное общество глубоко больное, им было очевидно.

Герберт Маркузе (1898-1979)
Герберт Маркузе (1898-1979)

В подобном ключе мыслил и Маркузе. В своем знаменитом труде "Одномерный человек" он писал, что возникновение индустриальной цивилизации означает появление царства сытой, комфортабельной, демократической несвободы. Общество навязывает свой контроль над личностью, при этом апеллирует к идеям справедливости и равенства.

Государство (ведомое элитой) через СМИ формирует одномерное видение мира и создает одномерного человека. Это делается так: развитие производства ведет к росту потребления. У человека возникает огромный выбор из тысяч предметов. Любой каприз за ваши деньги! Есть все. Одновременно технологическое развитие отождествляется в духовным. Пролетариат перестает быть революционным классом. Ему уже есть что терять, и вообще - он сыт, обут, одет, имеет все необходимое.

Фото из открытого источника в интернете
Фото из открытого источника в интернете

Единственный класс, способный бороться против одномерности - носители двумерного сознания, то есть интеллектуалы. Они могут восстать против "умиротворенного существования" и изменить общество, обеспечить ему прорыв в будущее. Но это невозможно без того, чтобы люди не нашли путь от ложного сознания к истинному, от мелких, второстепенных интересов к подлинным.

Чтобы спасти общество от прямой дороги в стоячее болото, надо, чтобы у людей возникла потребность в изменении своего образа жизни. Впрочем, Маркузе смотрел на это весьма скептически. Он склонялся к тому, что одномерный человек, скорее всего, победит.

Фото из открытого источника в интернете
Фото из открытого источника в интернете

Парижские студенты не хотели быть одномерными. Вот и вышли бунтовать.

Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:

Праздник с точки зрения культурологии

Что такое мессианский народ

А вот тут занятная статья для интересующихся мифами:

Кто такие сивиллы и почему они находятся на потолке Сикстинской капеллы