Найти тему
Небо нашей жизни

Советский пионерский лагерь. Мой опыт

Наступает лето, расцветает природа и с 1 июня уже осуществляются заезды в детские оздоровительные лагеря. Я как то работала и таком лагере, уже воспитателем, за мизерную зарплату неимоверное количество работы - с 6 утра , при чем ночью тоже : у кого то из 40 человек в отряде что-то обьязательно заболит - и приходилось вставать и вести его через весь лагерь в медпункт, пионервожатая сама ребёнок и крепко спала. Днём помимо ответственности за жизнь и здоровье ребёнка - а это тяжёлая ответственность, я всегда была в напряжении и стрессе - вдруг кто упадёт и травма и т.п. - нужно было таскать воду с кухни самой, чтоб у детей всегда была вода, готовить каждый день номера на вечер на концерт - в тихий час, и прочее и прочее...Получила я за этот труд в 2014 году целых 3000... Но не будем о грустном.

Как все советские дети, изображенные оздоравливающимися на фото в журналах "Здоровье" и "Работница", я с самого раннего, можно сказать, детства ( с 6 лет)бывала в пионерских лагерях. Но поначалу не считается, так как ездила я с тетей и двоюродной сестрой, тетя была воспитателем и нам с сестрой от этого перепадало немало бонусов в виде возможности не спать днём и вести более свободную жизнь, чем другие. Но мы ещё и маленькие были.

-2

Потом нас с сестрой двоюродной все так же отправляли в лагеря под Ростовом, где жили мои дедушка и бабушка, так как лето в жарком пыльном городе - ужас, по их мнению. Мы с сестрой всячески этому сопротивлялись, хоть и понимали все плюсы лагерной жизни: можно было рассказывать страшные истории всю ночь и потом тех, кто заснул раньше нас, мазать зубной пастой, можно было влюбляться в кого хочешь- благо, мальчиков красивых было полно и никто не будет сплетничать, типа "представляешь, она его ЛЮБИТ", можно было краситься на дискотеку - это был самый большой плюс. Но подъёмы по трубе - до сих пор помню ее фальшивый стон по утрам - в 7 утра, и это в каникулы(!), были невыносимы. И мы с сестрой решили бежать из лагеря. Все просчитали : дедушка с бабушкой на даче, дома только моя мама - ее то мы уломаем, поплачем, авось, бить меня постесняется при двоюродной сестре.

Мы дежурили на воротах, поэтому безо всякого труда просто выскользнули и пошли.. Идем и типа оглядываемся, если будет погоня, скажем.. скажем , что... ну за мячом каким нибудь выскочили. Но погони не было и мы драпанули по пыльной южной дороге.. очень скоро появилась конечная трамвайная остановка - а трамваем можно добраться до дома - жили мы возле цирка в Ростове. Трамвая не было часа два, мы грязные от пыли ,сидели ,обнявшись, пока сестра не заснула - у неё нервы были крепкие - везде могла заснуть. Подошёл трамвай - она не просыпается. Пропустили. Сели на следующий, час ехали домой, где то пешком опять шли - дошли.. поднимаемся совершенно усталые - мама открывает дверь и застывает , держа в руке яблоко.. Мы начинаем ныть, раздеваться и пытаться пойти в ванную умыться, так как очень грязные - но мама очень твёрдо нас останавила и , быстро одевшись, отвезла нас обратно в лагерь.. А нас там и не хватились - вот советские времена то.. Говорят, а мы думали, вы их забрали..

Ездила я в этот лагерь ещё лета два - атмосфера там была спокойная, купались в Дону каждый день, но было скучновато..

Следующая и последняя моя поездка была в лагерь на море под названием "Дельфин". Отправили нас в Крым , я тогда жила на Украине и отец откуда то получил путевку и решил, что лагерь придаст мне самостоятельности, а то я вся такая мамочкина дочка. О, как он оказался прав! Это такая школа жизни, уроки этого лагеря я запомнила надолго. Во первых, как только мы приехали, нас заселили по 12 человек в комнату. Тут же вывели на муштру - и маршировали мы с этоГо времени каждую свободную минуту. Так, что ноги гудели и сесть нельзя.

-3

Лагерь состоял почти из одних украинцев, говорили на смешанном "суржике", хотя пионервожатая упорно говорила со мной на чистоукраинской"мове", хотя и видела, что я ее не понимаю. В море мы купались раза три за все время, по 5 минут, ибо то карантин, то шторм. Да неохота им было заморачиваться с нашим купанием - вожатка купалась каждый день и очень загорела. Ещё там воровали.. потом поймали вора и били его всем отрядом, требовали"схованные" деньги. Когда я увидела, как его бьют, я единственная в отряде закричала:"Не надо!". На меня посмотрели с удивлением - типа, как не надо? А если б у тебя украли?? Я никак не могла понять, как данная родителями мне пятирублевка может быть дороже текущей крови из носа и ушей заморенного мальчика? И только я одна из отряда это понять не могла, все остальные ходили и водили его к "схованкам", которые этот мальчик указывал, там не находили - потому что этот мальчик врал все время, там опять били и требовали новые "адреса и пароли".Кошмар и ужас, я перестала обращать на это внимание - если уж не могла бороться со злом, то по крайней мере его не замечала...

Это начало смены, тут мы ещё откормлены.. Вор в нижнем ряду
Это начало смены, тут мы ещё откормлены.. Вор в нижнем ряду

Но самое ужасное- там не кормили.. то есть не то, чтобы не кормили, но кормили мало.. Или не калорийно, я не знаю.. тогда были распространено воровство в пионерлагерях, нам это даже в пединституте рассказывали, когда я там училась - чтоб мы знали и проверяли кухню при работе в лагерях. Короче, я из пухлой девочки очень быстро превратилась в худощавого подростка. Моя подруженция по лагерю, дочь, кстати какого то подполковника КГБ, нашла способ немного подхарчится: мы с ней ходили на кухню перед полдником или ужином, и дочь кгбшника вставала с тоненькой протянутой рукой и заводила:" тётенька, дайте хлебушка! Тётенька , мы есть хотим" нам говорили : не положено, но потом совали хлеб или булочку, так как подруга не отходила от кухни, пока не дадут. Я просить не могла - но вот хоть убей, не могла. Гордыня , что ли.. но хлеб брала.. в отряд, марширующий на асфальтовом плацу, мы приходили гордые и делились хлебом с самыми близкими.. но это было в конце смены..

Мы писали почти каждый день родителям письма с просьбами забрать нас отсюда, и вот что удивительно - многие люди , попроще , что ли, без принципов, забирали своих детей по первому их требованию, но мой папа написал: что с тобой будет дальше, если ты в простом советском лагере не можешь прожить 24дня???

И я отбыла весь срок.. Помню, как мы собирались перед отъездом.. ощущение было реально как на свободу с чистой совестью выходим... Прощались друг с другом - как родные все стали.. даже украиноговорящая вожатая - я с ней по украински уже говорить начала к концу смены

После этого лагеря я больше в лагеря не ездила - ни за что... Зато есть, что вспомнить и самостоятельнее я стала - это да..