Разве не плохо – смываться, если к логову с волчатами приближается охотник? Сильные, со стальными челюстями хищники... трусливы? Нет, тут куда более сложное поведение. Если бы волки защищали потомство, человек убивал бы сразу и детенышей, и родителей. А так волчата пропадут, зато взрослые на другой год продолжат род. «Трусливость» волчьей пары – самозащита биологического вида. Но в неволе ручные волки защищают свое потомство отважно.
Родительские чувства свойственны волкам в высокой степени. Волки прячутся поблизости от разоренного логова, идут за людьми по следу, пытаются вызволить волчат. Охотники знают: нашел логово – забирай добычу сразу. Волки поймут, что дом обнаружен, быстро перенесут малышей и спрячут.
Если волчицу убивают, одна из старших сестер, волчица-переярок, занимает место матери. И если щенки к этому времени начали есть мясо, они выживут. Волчье племя приспособилось к этому тяжелому, но нередкому в жизни обстоятельству. Матерый возьмет на себя роль матери и выкормит волчат.
К счастью, Герда не связала пропажу волчат со мной. Она подходила к тому месту, где лежали волчата, обнюхивала их следы, ведущие к кормушке, и долго смотрела каким-то потухшим взглядом в сторону сада - туда, куда я уносила волчат. Ночью Герда продолжала выть так жалобно и надрывно, что у меня разрывалось сердце и я чувствовала себя настоящей предательницей. А спасенные волчата в тепле и уюте мирно спали в корзине.
Наш пес Нил, воспитавший Груню, пришел в ужас, едва увидел такое количество волчат. Он только-только освободился от своей воспитанницы, которую, на его счастье, переселили в уличный вольер. А тут опять дети! Да еще четверо! Конечно, он облизал своих новых подопечных, но они стали обрабатывать его с таким напором, растаскивая в разные стороны одновременно кто за хвост, кто за лапу, кто за ухо, что Нилу пришлось спасаться от них на диване.
Удивительно, что Герда, слыша голоса своих волчат из дома, никак на них не реагировала. Зато ко мне ласкалась, ища сочувствия и утешения.
Пока волчата хулиганили в доме, мы настойчиво искали для них новое место жительства. Конечно, было полно желающих завести волков в доме. Но, зная, чем это в конечном итоге закончится, мы отказывали всем претендентам.
Наконец, нам удалось связаться с Центром, где изучают поведение волка и по методике известного ученого и доктора биологических наук Ясона Константиновича Бадридзе учат жить в природе. Вскоре оттуда, за двести километров от нас, приехал руководитель программы. И хотя знали, что отдаем волчат в надежные руки, расставаться было очень жалко. За те несколько дней, что малыши прожили с нами, мы по-настоящему привязались к ним.
У всех были свои характеры и привычки. Одна девочка была очень смелой и подвижной, а вторая – настоящей плаксой: все время скулила и успокаивалась только у нас на руках. Еще была одна певуньей: при каждом удобном случае она усаживалась на свой толстенький задок, поднимала мордашку и начинала тоненько выть. А когда ее брали на руки, продолжала петь прямо на руках. Даже хотели как-то оставить ее себе, но в последний момент разум все же одержал победу над желанием.
Мы понимали, что для такого подвижного и умного зверя воля – самое лучшее, что мы могли бы ему дать. К тому же содержание волков в неволе обязывает к ежедневному и многочасовому общению. Уж на что мы много занимаемся с нашей абсолютно ручной волчицей Грушей, проводя с ней вместе каждый день не по одному часу, и то видим, как она не хочет нас отпускать, как печально смотрит вслед, когда уходим домой, и как хочет быть рядом с нами постоянно. Как бы вы ни кормили волка, как бы ни ухаживали, он будет чувствовать себя несчастным, если никто не будет его развлекать. Волку необходима компания - одиночество катастрофично. Лучше быть «шестеркой» в стае, чем одному.
Но держать волка, как собаку, в доме невозможно.
Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!
Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.
©