Найти в Дзене
Параллели

Искусство, которое не вписывается в этические нормы - самое важное из лекции Олеси Федецкой

Оглавление


«Сорок мучеников Севастийских», фреска, 1209г. // yandex.net
«Сорок мучеников Севастийских», фреска, 1209г. // yandex.net

Должно ли искусство быть этическим, или оно выше? Содержание — оно должно быть этически правильным, или нет? Этот вопрос несложен, он не стоит уже давно. Смотреть на просто страшное мы привыкли еще в эпоху христианства — взять 40 севастийских мучеников и распятого Христа. А смотреть на морально неправильное нас научили декаденты. В целом, тенденция цензуры искусства за идеи показывает себя как достаточно опасная.

Но что, если методы создания искусства неэтичны или неэстетичны?

Фрески церкви Успения Божией Матери монастыря Студеница, Сербия // nevsepic.com.ua
Фрески церкви Успения Божией Матери монастыря Студеница, Сербия // nevsepic.com.ua

По эмоциональной нагруженности средневекового христианского искусства - изображения страданий, мук — заглавный вопрос вполне можно снять, если посмотреть на картины Фрэнсиса Бэкона: получается, критерий этики внутри работы снят.

Одна из картин Фрэнсиса Бэкона // wordpress.com
Одна из картин Фрэнсиса Бэкона // wordpress.com

Есть ли ограничения для художника в наборе его инструментов? Ограничен ли он в выборе формы произведения? Это достаточно сложная тема.
У Аделя Абдессемеда есть работа, созданная из обугленных трупов разных животных. Она называется «Кто боится большого злого волка?».

Адель Абдессемед, «Кто боится большого злого волка?», 2011
Адель Абдессемед, «Кто боится большого злого волка?», 2011

У этого человека было довольно много скандалов по поводу животных: на одной из его персональных выставок в Центре Помпиду в виде акции художник должен был, по слухам, убивать молотком специально привезенных для этого животных — защитники животных, естественно, все это отменили, задействовали министерство культуры и так далее.

Но вопрос: является ли это искусством?

То есть, я даже не стала приводить в пример всяческих таксидермистов — по крайней мере, это не так остро.

Еще пример: сериал «Ганнибал». Мне кажется, что Ганнибал действительно художник, он делает действительно великолепные работы: великолепные сцены убийств и все метафоры, которые с ними связаны.
Да, он использует как полотно, как инструмент — человеческое тело, как средство выразительности — убийство, но я думаю, что в этом случае нельзя руководствоваться какими-то идеями о смысле произведения. Я хочу сказать, что
размышления о том, стоит ли творец выше моральных принципов и так далее не приведут к разрешению вопроса.

Скорее всего, это один из тех вопросов, которые задает этот сериал. И если перенести его в жизнь, то он станет еще сложнее, потому что, на мой взгляд, справедливо лишение права называть искусством деятельность людей, которые совершают какие-то этически (по очевидным критериям) неправильные поступки.

Первая жертва Чесапикского Потрошителя
Первая жертва Чесапикского Потрошителя

Во многом их и совершают для того, чтобы назвать себя художником, есть такой момент в психологии этих людей. Можем ли мы лишить их этой легитимации как художника или же это откроет ворота для цензуры в искусстве? Это достаточно сложный вопрос, но я думаю, что в таких случаях просто не надо смешивать цензуру и права человека (смеется).

Итак,

снова — понятие этики в искусстве (как и понятие искусства, конечно) очень расплывчатое, и опирается оно часто на субъективные ощущения потребителя искусства, не смотря лаже на то, что с течением времени понятие об этике менялось и актуализировалось.
В конце-концов, в философии есть куча понятий, не поддающихся четкому определению, и это понятие этики — одно из них.

// Олеся Федецкая.