А вы читали "Атлант расправил плечи"? Если вдруг нет и соберетесь прочесть, ни за что не читайте отзывы в интернет-магазинах и на литературных форумах. И биографию автора не изучайте.
Если вдруг да, делитесь впечатлениями в комментариях.
Меня подтолкнула к прочтению рекомендация известного бизнес-тренера Максима Батырева, концепция которого мне близка и симпатична и который называл книгу лучшей, которую читал в своей жизни. В своем отношении он не одинок, но критики, по моим ощущениям, больше.
Претензии высказываются как в адрес содержания, так и (очень много) в отношении литературной формы, стиля, использования художественных приемов. С какими-то из них трудно не согласиться.
И мои собственные ощущения оказались противоречивыми. Почти до самого третьего тома я читала взахлеб и кайфовала от процесса. Но потом будто исчезла легкость, по мере нарастания предписанного жанром антиутопии напряжения жизнь совсем ушла из этого повествования. Оставалось только нетерпеливо следовать за картонным, схематичным сюжетом, чтобы узнать финал. И финал воспринялся так же схематично, так мертво, что даже не удалось понять для себя, хэппи-энд ли это (с другой стороны, антиутопия со счастливым концом - явление, самим фактом своего существования уже заслужившее быть изученным).
Но все же по совокупности впечатление от прочитанного было таким сильным, что хотелось пережевывать его еще и еще, и делиться им, и умножать. Экранизация в данном случае совсем не помогла, и это не дело вкуса. Фильм 2011 года откровенно не получился. Я поговорила о книге с кем могла, читала отзывы, рецензии, как восторженные, так и резко скептические… И это все тоже не давало мне ответов на вопросы, не позволяло сформулировать для самой себя свой взгляд.
Прошло время, какая-то мимолетная ассоциация вернула мысли к роману, и вдруг все сложилось. Вся соль и прелесть «Атланта…» для меня в том, что по Эйн Рэнд любить свое дело, быть сильным и смелым, отдавать всего себя созиданию – это красиво, круто, жизнеутверждающе, сексуально даже. Это чистая радость без примеси, единственный шанс наслаждаться жизнью. Праздность не может такого дать. Даже обладая в избытке материальными благами, невозможно «не растрачивая себя» быть таким счастливым, как любой из «атлантов». Нравственность – это удовольствие. Не вынужденная жертва за право жить в обществе, а способ любить себя. Разум – не средство самосохранения, а инструмент для извлечения радости. В книге есть безумно стильные, просто завораживающие моменты, сами по себе стоящие написания трехтомной истории. Некоторые сцены и диалоги так и просятся на экран. Поэтому вдвойне, втройне обидно, что экранизация, мягко говоря, не удалась. Например, эпизод с обменом бриллиантового браслета на металл Реардена… Или слова жены Джима Таггарта, обращенные к Дэгни: «Я думала, что он – это Вы». Комплимент Хэнка в адрес Дэгни, что, нарисуй талантливый художник ее портрет, всем было бы по портрету ясно, что она управляет железной дорогой. И откровение для меня, потому что так попало в мою собственную позицию, для обозначения которой мне никогда не хватало слов: «Праздники для тех, кому есть что праздновать».
Да, последняя треть, а то и половина книги затянута, скучна, сюрреалистична. Я читала, что Эйн Рэнд писала роман очень долго, не помню точно, вроде бы несколько десятков лет. Видно, что подведение логического итога давалось нелегко. В конце концов она просто сказала то, что хотела, уже наплевав на художественность. И вот тут умиляют критики, которых задел за живое «звериный оскал капитализма». Капитализм, действительно, скалится с каждой страницы. Но это жизнь. И про это, собственно, Эйн Рэнд и писала: грош цена «человечности» и «справедливости», если они лишь прикрытие для собственной лени и внутренней пустоты. Справедливость подразумевает отдачу соразмерно вкладу, человечность заключается скорее в создании возможностей для развития, чем в готовности кинуть кусок с барского стола, которых все равно на всех не хватит.
В целом обаяние романа, его атмосфера и потрясающий посыл вполне достаточны, чтобы закрыть глаза на недостатки. И наверное, когда-нибудь я с удовольствием его перечитаю. Приятны даже воспоминания, извлеченные на поверхность в процессе написания этого отзыва.