В разное время сумасшествие считалось божественным даром, искушением дьявола или курьезным недоразумением нашего сознания. Для художников оно всегда была тайной, которую они хотели постичь. Насколько им это удалось? Взгляните наш топ-7 и решите сами!
7. Витторе Карпаччо - Исцеление одержимого на мосту Риальто (ок. 1496)
Эта картина рассказывает о том, как понимались душевные болезни в средневековой Венеции 15-го века. В те времена они «исцелялись» служителями церкви, изгоняющими темные силы из их душ. Сами страдания человека – это не медицинский, а религиозный опыт борьбы света и тьмы.
Интернет-галерея Artua, картины и другие предметы искусства по доступным ценам.
6. Матиас Грюневальд - Искушение Святого Антония (ок. 1512 - 16)
Во время позднего средневековья сцена искушения Святого Антония Великого дьяволом была очень популярна у художников. Для Грюневальда сцена становится по-настоящему личной, он изображает человека, здравомыслие которого терзают мысли-демоны ужасной формы.
Это часть алтаря Изенхайма. Госпиталя, спасающего людей от разных болезней, в том числе и душевных. Рой демонов - это угроза психическому и физическому здоровью человека. Работа Грюневальда имела серьезное влияние на немецкий экспрессионизм и по сей день является примером изображения угрозы и страха.
5. Альбрехт Дюрер – Меланхолия (1514)
В средние века меланхолия рассматривалась как тьма сознания, вызванная дисбалансом юмора. Это тьма видна на задумчивом лице человека. Уныние не позволяет ему продолжать свои великие дела и открытие.
В будущем уныние станет бичом начала 21-го века – депрессией. Дюрер изображает обратную сторону гениальности – меланхолию и душевные страдания творчества и вдохновения.
4. Уильям Хогарт - Мот в бедламе (1733)
Пресловутый «Бедлам» был основан в средние века и, среди прочего, специализировался на психических заболеваниях. Хогарт изобразил Мота, молодого человека, чья любовь к азартным играм привела его к помешательству. Это было место, куда лондонцы могли прийти и посмотреть на сумасшедших, королей, адмиралов и маркизов. Сумасшествие перестало окутывать таинственность, оно окончательно стало только болезнью и курьезом для наблюдающих. Хогарт показывает двух «здравомыслящих» женщин, наслаждающихся зрелищем безумия «королей» и «епископов». Он показывает, что граница между здравомыслием и безумием вовсе не так очевидна, так как женщины буквально окружены больными и, возможно, они вскоре могут стать придворными дамами голого короля.
3. Франсиско Гойя и Люсьентес - Сон разума рождает чудовищ (ок. 1799)
Гойя изображает спящего художника, которого атакуют ночные монстры, образы помешательства и сумасшествия, созданные в конце эпохи Просвещения. Гойя говорит нам, что разум контролирует только часть нас, другая же находится во власти первобытности и тьмы безумия. Нам приходиться сосуществовать с тьмой внутри нас, иногда выпуская ее по своей воли или против нее.
2. Теодор Жерико - Портреты Безумных (1822)
В эпоху романтизма экстремальные состояния сознания, внутренние страдания и душевные недуги стали предметом интереса для художников, так как были той крайностью, за которой, возможно, лежала истина. Так, Теодор Жерико написал десять работ (до нашего времени дошло пять), изображающие пациентов его друга, доктора Этьена-Жана Жорже. Картины выражают глубокое уважение и человеческое сочувствие к людям, чьи болезни в основном проявляется как глубокое несчастье. Спасаясь от стереотипов и предрассудков, Жерико изображает психическое заболевание как часть человеческого состояния, которое достойно сострадания.
Первое место разделили две работы
1. Тест Сонди (1947)
Это не картина и не предмет искусства в его классическом понимании. Это тест Сонди, он великолепно демонстрирует, как тесно переплетается изобразительное искусство и наше сознание. Леопольд Сонди создал этот тест в 1947 г. Он выявил закономерность: душевнобольные пациенты часто общались с людьми с похожими психическими отклонениями. Их бессознательно влекло друг к другу. Это связано с их генетической предиспозицией. На этом и основывается теория и тест Сонди. Вам даются изображения людей, среди которых вы должны выбрать тех, кто вам нравится и не нравится. Но суть в том, что почти все изображенные имели серьезные психологические расстройства. Выбирая одно из изображений, вы выбираете ближайшего вам по характеру душевнобольного.
Эдвард Мунк – Крик (1893)
Крик универсален. Как говорил сам Мунк, крик - это ответ обычного человека окружающей его хрупкой реальности его сознания, которое постепенно подтачивается. Желание кричать от боли и одиночества под шатким небом не патология и не болезнь - это здравый ответ безумному миру. Мунк доводит художественную переоценку душевных недугов к их логическому завершению: наш мир - Бедлам и до конца не ясно, кто те короли и папы, а кто наблюдатели.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, у нас вы найдете еще много интересного!