Найти тему

История Скандинавии, ДНК из берёзовой смолы и анализ каменных инструментов

Оглавление

До настоящего времени древнюю ДНК извлекали из биологических останков древних людей, включая кости, мумифицированную ткань и волосы. А также из остатков жевательного табака, частей курительных трубок и копролитов или окаменелых экскрементов. Даже в образцах почвы была обнаружена и обработана древняя ДНК, но пока только для определения присутствия видов людей. И вот в статье, опубликованной 15 мая, исследователи сообщили об извлечении ДНК из пережеванной берестовой смолы, которую древние охотники и собиратели использовали в качестве клеящего вещества при изготовлении инструментов. Смола была обнаружена в глубоких шурфах, ещё в 90-х годах прошлого века в пределах мезолитической стоянки древнего человека Хасеби-Клев на западе Швеции, возрастом 9880-9540 лет. Но тогда о подобном анализе даже не помышляли.

-2

Примеры использования жителями Евразии природных клеящих и герметизирующих веществ известны ещё со среднего палеолита. Это также были смолы различных хвойных деревьев, природный битум, натуральный каучук, а также смолы некоторых видов трав рода триодии и из других источников. Однако их способность сохранять древнюю ДНК еще предстоит проверить.

Обычно скелетные останки людей, из которых можно извлечь ДНК, находят в погребениях, что, впрочем, не удивительно, но такой контекст больше подходит для изучения ритуальных практик, а не жизни древних обществ. Особенно когда захоронения не содержат артефактов, связанных с бытом представителей этих обществ. И наоборот, каменные инструменты и другие артефакты, которые находят чаще чем останки людей, не содержат прямых данных о тех, кто их создал. Поэтому генетические данные полученные непосредственно из остатков материальной культуры, могут предоставить интересную информацию. В случае с жеванной смолой в окружении каменных инструментов, можно определить кем были эти люди и откуда они пришли в Скандинавию. Потому как по предыдущим данным регион был заселён в конце последнего ледникового периода с юга, около 11500 лет назад и с северо-востока, около 10300 лет назад.

-3

А сами скандинавские охотники-собиратели представляют собой уже смесь западных и восточных охотников и собирателей. Также эти миграции связывают с отличиями в технологии изготовления каменных инструментов. Представители последней миграции применяли отжимную технику скола, известную в предыдущие века на Восточно-Европейской равнине, а также в Карелии и Финляндии. Эта технология быстро распространялась в Скандинавии по северо-восточному маршруту. В предыдущих исследованиях ДНК скандинавских охотников и собирателей не была напрямую связан с технологией производства каменных инструментов. Кстати краткий обзор на одно из предыдущих исследований уже есть на канале. И вот в новой работе исследователи предлагают анализ каменных инструментов в комплексе с древней человеческой ДНК непосредственно из остатков мезолитической материальной культуры, а именно из пережеванной смолы берёзы. На одном из образцов идентифицированы отпечатки зубов подростка в возрасте 12–14 лет. А в конечном итоге из смолы, обнаруженной вместе с каменными инструментами, отходами их производства и другими кусочками смолы, были получены генетические данные от трёх человек, датированных от 10040 до 9610 лет. При этом анализ каменного материала показал, что восточная инструментальная технология использовалась уже на ранней стадии заселения участка.

ДНК

Митохондриальные геномы всех трех индивидуумов, двух мужчин и женщины, принадлежат к гаплогруппе U5a2d, что согласуется с ранее опубликованными результатами для древних особей из Скандинавии.

-4

При этом гаплогруппа U5a наиболее распространена у скандинавских охотников и собирателей. Из предыдущих исследований 16-и человек, у семи была обнаружена эта гаплогруппа, а остальные принадлежали к гаплогруппам U2 и U4.

-5

Все исследованные индивидуумы имеют относительный высокий уровень аллелей в группе скандинавских охотников и собирателей, что в принципе и следовало ожидать, но проверить надо было. Далее исследователи географически разделили скандинавских охотников и собирателей на две группы, A и B. В группу A вошли древние геномы из современной Норвегии, а в группу B из Швеции. В результате чего древние люди из Норвегии продемонстрировали более тесную связь с восточно-европейскими охотниками и собирателями, а представители из Швеции с западными. При этом оставаясь в пределах скандинавских.

Анализ инструментов

Технологический анализ показывает, что каменные артефакты на участке раскопок демонстрируют явную связь с восточной отжимной техникой скола как это и зафиксировано на большом количестве участков в северной и западной Скандинавии, восточной Фенноскандии и на Восточно-Европейской равнине. При этом не было обнаружено артефактов, указывающих на предшествующую технологию раннего мезолита или их технологические комбинации. Сам же участок, по-видимому, представлял собой производственную площадку, на которую транспортировалось каменное сырьё в его более или менее необработанном состоянии, где затем уже производилась начальная подготовка нуклеусов к последующей доработке и эксплуатации. Кроме того, на месте производилось некоторое стандартизированное изготовление и переоснащение лезвий.

-6

Пластины были изготовлены серийно из единой платформы, конусовидных нуклеусов с гранеными и гладкими площадками. Морфометрический анализ показывает производство постоянного ассортимента заготовок лезвий, что, в свою очередь, позволяло изготавливать стандартизированные инструменты, такие как заостренные наконечники, тонкие копьевидные микролиты, а также лезвия с боковой ретушью на одном или обоих краях. Последние, вероятно, использовались в качестве вставок в щелевых инструментах, которые крепились при помощи берестяной смолы.

-7

Костяной наконечник с остатками смолы, обнаруженный на месте раскопок, показывает, что смола была частью производства инструментов на участке, а фрагменты щелевых наконечников, датированные тем же периодом, были найдены поблизости.

Выводы

Результаты исследования расширяют доступные источники геномных данных и позволяют рассматривать их в сочетании с различными жизненными ситуациями, что даёт уже больше информации о жизни и миграциях древних людей чем погребальный контекст. Но самым интересным оказалось то, что люди из этого исследования оказались ближе к западным охотникам-собирателям, однако при этом они применяли восточную отжимную технику скола. А это уже ставит под сомнение ранее предложенную связь между восточной технологией и генетикой. Поэтому исследователи предполагают либо раннюю культурную передачу, либо более сложный ход событий, включающих как не связанные, так и взаимозависимые культурные и генетические примеси. Комбинируя геномные данные и контекст археологического участка, можно по-новому взглянуть на мезолитическое общество и его социальную организацию. Учитывая тот факт, что кусочки смолы жевали и женщины, и мужчины, включая подростков, можно предположить, что в производстве инструментов принимали участие все члены общества. Но малое количество данных пока не позволяет в полной мере судить о социальной организации древнего населения Скандинавии.

-8

В будущем, исследователи ожидают, что смолы могут стать источником информации об окружающей среде, экологии и микробиоме ротовой полости доисторических популяций.

Создано на основе статьи:
Ancient DNA from mastics solidifies connection between material culture and genetics of mesolithic hunter–gatherers in Scandinavia.
Natalija Kashuba, Emrah Kırdök, Hege Damlien, Mikael A. Manninen, Bengt Nordqvist, Per Persson & Anders Götherström DOI: doi.org/10.1038/s42003-019-0399-1