В этом году выпускаю два девятых класса. Дети разные, откровенных двоечников нет, так что в целом контингент весьма приличный, до экзаменов допущены все.
9А русский сдал без троек. И даже те, за которых переживала, дополнительно гоняя по темам, проверяя тетради и индивидуальные задания, справились хорошо и отлично. В 9Б троек «получилось» всего пять, что меня удивило и порадовало, так как по моим прогнозам их должно было быть поболее.
Вспоминая учебный год, оглядываюсь назад - готовились усиленно. Заданий экзаменационных выполнено море, изложений отработали больше десятка, сочинения вообще раз-два в неделю писали. С каждым учеником конкретно рассматривали проблемные вопросы. Структуру сложноподчинённых предложения, пожалуй, многие выучили наизусть - и все это в течение учебного года в бодром темпе. Конечно, объёмы информации немалые, русский язык сам по себе предмет сложный, требующий постоянного тренинга и контроля, поэтому можно представить количество разного рода письменных работ, проверяемых порой ночами.
Разбирали сложные темы, на которых «буксовали» отличники, выполняя задание на стабильную «тройку» - до слез и скрипения зубами. Выучили. Отработали. Учились анализу текста, применяли приемы компрессии, оттачивали мастерство рассуждения - получилось, удалось!
Конечно, многие ребята дополнительно ходили к репетиторам. Не скрою, бывали такие ситуации, что приходилось перечеркивать ученическую работу, выполненную под контролем нешкольного «специалиста», и заново объяснять виды сказуемых, грамматическую основу предложения и некоторые вопросы управления в русском языке. Про откровенные грубые орфографические нарушения, принесённые с дополнительных занятий - «опастность», «серебрянный», «потому-что» - даже говорить не хочется. Молча открывали словарь и удивлялись!
Экзаменационная кутерьма подходит к концу, результатами девятиклассники довольны, администрация школы тоже. Ребята пришли, настроение отличное, рассказали, что на экзамене была «легкотня - все сто раз решали в классе», но...
Больше всего удивило другое. Ни один из успешно сдавших русский язык учеников, о родителях я даже не говорю, не сказал «спасибо».
И становится немного грустно, что на первое место у современных школьников выходит местоимение «я» - я научился, а не меня научили. А ведь ещё совсем недавно и дети, и родители понимали, что качество знаний зависит от простого и всем понятного взаимодействия учитель-ученик, а экзамен был результатом этой совместной работы, вишенкой на торте.
Увы, потихонечку мы пожинаем первые плоды модернизации нынешнего образования: кушать подано - услуга оказана, результат получен, расписались в ведомости - и забыли! Должны - научили.