В начале Великой Отечественной войны немецкие лётчики имели
самолёты, которые превосходили по многим характеристикам советскую
авиацию. Вероломное нападение 22 июня 1941 года, стремительное
продвижение гитлеровских войск, потеря огромного количества
самолётов на аэродромах привело к господству Люфтваффе в воздухе.
Остро стал вопрос о создании современных самолётов, в частности
истребителей.
Появление самолёта Ла-5 является заслугой трёх авиаконструкторов
В.П. Горбунова, С.А.Лавочкина, М. И. Гудкова. Интересно другое, что
создание нового самолёта проходило в жёсткой конкурентной борьбе.
Прототипом будущего истребителя являлся созданный в 1940 году
в КБ В. П. Горбунова ЛАГГ-3.
Решено было выпускать новый самолёт на нескольких заводах,
поэтому КБ Горбунова разделилось.
В то время для самолётов использовали двигатели воздушного и
жидкостного охлаждения. Двигатель жидкостного охлаждения был
более технически сложным и наиболее уязвим в условиях боевых
действий.
В короткие сроки к сентябрю 1941 года конструктором Гудковым
сделан ГУ-82 с двигателем воздушного охлаждения М-82.
Во время испытаний он понравился военным и был рекомендован
И. В. Сталину. Параллельно С. А. Лавочкин разрабатывал самолёт
собственной конструкции и использовал опыт Гудкова.
В итоге в марте 1942 года выпущен ЛАГГ-5 с двигателем жидкостного
охлаждения АШ-82. Выбор такого двигателя произошёл из-за
нехватки двигателей воздушного охлаждения.
Одновременно под руководством выдающегося авиаконструктора
А. Н. Туполева был готов истребитель ЯК-7.
После Государственных испытаний и докладу Сталину ЛААГ-5 был
срочно запущен в серию. Осенью 1942 года получил обозначение ЛА-5.
Боевое крещение истребитель получил летом в воздушных боях.
Несмотря на недостатки, в частности перегрев двигателя, получил
хорошие оценки лётно-технического состава.
По сравнению с немецкими истребителями Bf-109 и Fw-190 ЛА-5
не уступал немецким самолётам в лётно-технических характеристиках.
Был прост в пилотировании имел хорошую живучесть, сильное
вооружение, ремонтопригодность.
Впоследствии неоднократно модернизировался.
Выпускался с индексами ЛА-5 М-71-Ф, ЛА-5Ф, ЛА-5ФН.
На этих самолётах воевал многие лётчики асы войны,
а сам самолёт являлся одним из лучших советских
истребителей того времени.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал.