Найти тему
Глазами психолога

"Хочу сбежать от родителей": чем опасен тотальный контроль

Оглавление

Год назад я готовила к экзаменам мальчика, родители которого контролировали его жизнь от и до, мать всегда знала, где он и с кем, на занятия часто провожала и позже встречала. Ребенок - выпускник 11 класса. Казалось бы, уже должен быть самостоятельным, не раз говорил мне, что хочет уехать из нашего города и поступать в один из университетов Москвы. Вот только не ради учебы, а для того, чтобы скорее сбежать от родителей.

Я считала, что это рядовой случай. Ну с кем не бывает: родители переживают за нас, хотят знать, где мы и с кем, когда вернемся домой и все ли у нас в порядке. Пишу это и сразу вспоминаю детство, когда не было мобильных телефонов, но родители все равно знали, как и где меня искать. И тогда их уровень тревоги был не таким высоким, что уж говорить о выпускном классе. Никто не встречал меня после репетитора и уж тем более к нему не провожал.

Что происходило с моим учеником: он всегда приходил на занятия поспать, потому что ночами готовился к экзаменам либо делал школьные домашние задания. С утра же он был на занятиях, потом подрабатывал, ходил на репетиторства, курсы, и для остальных дел оставалась только ночь.

В целом это описание жизни любого ученика или студента, поскольку я, учась в университете, тоже ходила на пары и после них работала, приходила домой поздним вечером. Но сейчас речь идет о школьнике, у которого не за горами было поступление в вуз, а подготовка была на низком уровне.

Отмечу, что необходимости работать у ребенка не было. И нельзя назвать его любителем труда, поскольку лень была и осталась его верной спутницей. Мальчик всего лишь не хотел возвращаться домой после уроков, поэтому пошел работать, чтобы было какое-то весомое объяснение его отсутствия. Родители не возражали, потому что были даже рады, что сын "не шляется где попало".

Можно ли назвать ситуацию, когда ребенок ищет любые способы не возвращаться домой, нормальной? Вряд ли. Где та грань между адекватным беспокойством и тотальным контролем?

Ученик не раз говорил, что взаимопонимания в семье нет никакого, он не чувствует, что там он кому-то нужен. Скажем, что это обычное подростковое поведение, я и сама в какой-то период считала себя "одна во всем мире, никому не нужна, как жить", но все же не было ничего такого, чтобы я хотела сбежать из семьи как можно подальше и побыстрее.

За несколько месяцев до экзаменов мальчик сообщил, что родители решили за него, куда он будет поступать, какие экзамены ему точно сдавать, причем с уточнением баллов. Прописали за ребенка всю его жизнь на ближайшие 5-6 лет. Ученик сказал мне, что специально плохо сдаст экзамены, лишь бы не следовать родительскому плану. И даже упоминание об армии его никак не трогало, наоборот, даже было запасным вариантом, куда податься, если не получится поступить в московский вуз.

В конце концов ученик так никуда и не уехал, потому что из-за ситуации в семье, которая сильно на него повлияла, он плохо сдал все экзамены и не проходил на бюджет ни в один город, к тому же никто из родителей, имея возможность, не стал помогать ему с билетами и переездом. Учится мальчик за деньги, по-прежнему работает, только уже серьезно, чтобы он мог оплачивать учебу, и от родителей все-таки съехал. Хочет скорее доучиться и поступить в магистратуру в Москве уже на свое направление, как и мечтал раньше. С родителями ситуация лучше не стала, потому что понимания нет, больше упреков: плохо сдал экзамены, не мог постараться, за что нам такой сын вообще.

А здесь о том, что бывает, когда стараешься сделать из ребенка круглого отличника

Да, необходимо заботиться о своем ребенке, направлять его. Мы все мечтаем о том, что наши дети будут самыми лучшими, самыми успешными, смогут хорошо жить. Но все-таки дети - это не наши куклы, которыми мы управляем; они отдельные от нас личности, и нужно смириться с тем, что они вырастают и начинают самостоятельно мыслить и тем более что-то самостоятельно выбирать. Была и есть у моего отца любимая фраза: "еще молоко на губах не обсохло, не доросла". Только вот надо помнить, что слова как лечат, так и калечат. Надо не только слышать, но и уметь слушать друг друга, понимать, принимать. И уважать. Уважения, по-моему, в наше время недостает больше всего другого.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!