«Чернобыль», вероятно, лучшее, что когда-либо снимали западные кинематографисты «о нас». О нас вчерашних, и о нас сегодняшних – потому что цена лжи и тогда, и сегодня непомерно высока. А наследие той лжи живет и сегодня, прочно пустив корни и расцветая пышным цветом в разных формах. «Чернобыль» - это как раз о нежелании смотреть правде в лицо и принимать истину, какая бы она ни была. Но в первую очередь – о людях. Тех, кто рисковал, жертвовал собой, сознательно идя на смерть. И с таким уважением, так деликатно, бережно и откровенно о героизме простых советских людей ещё, кажется, никто «у них» не высказывался. Прежде всего «Чернобыль» – великолепный памятник подвигу ликвидаторов аварии, сделанный с душой и глубочайшим почтением, поразительный в уровне детализации и погружения в атмосферу. Степень правдоподобия порой просто пугает, витающую в воздухе смерть зритель чувствует почти физически, а общее ощущение безнадежности, неотвратимости гибели и предопределенности исхода опустошает, не давая ни секунды передышки.
Бывает, что по-настоящему монументальные вещи появляются словно из ниоткуда – «Чернобыль» как раз из таких. Это могла бы быть хрестоматийная клюква про тоталитаризм, повсеместную паранойю и подковерные игры silovikов с apparatchikами, однако в том и величие сериала НВО, что он совершенно не про лицемерие и тупость совковых чинуш (хотя и это в нём показано блестяще). Он как раз лишний раз напоминает, что самые важные люди – не те, что на высоких постах и в удобных кабинетах, а те, что способны на самопожертвование, готовы взять на себя ответственность – и, к счастью для всего человечества, и в паноптикуме лицемеров и идиотов порой находится место человеку с совестью и умом (по этому поводу между Легасовым и Щербиной даже происходит отдельный диалог в последней серии). Сделанный на стыке фильма-катастрофы, политического триллера, судебной драмы, а местами и хоррора, «Чернобыль» каждым кадром и каждым звуком исполняет это свое главное предназначение – не дать забыть. И едва ли можно сделать это более эффективно, чем изображением цинковых гробов, медленно покрываемых слоем бетона, и стрекотанием счетчиков Гейгера за кадром… Напоминание – для нас сегодняшних, предостережение – для всех, кто по-прежнему не способен взглянуть правде в глаза.