Найти тему
Рецензии и отзывы

Заметки о кино: Большая игра (2009)

Приятно радует что подписка онлайн кинотеатра КиноПоиск постоянно пополняется и что иногда там попадаются фильмы десятилетней давности. "Большая игра" привлекла меня своим синопсисом, кастом и жанровой принадлежностью. Люблю загадочные политические триллеры и в этом плане фильм меня полностью удовлетворил. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и мыслями по этому поводу.

Альтернативный вариант постера
Альтернативный вариант постера

Вначале стоит сказать, что формат триллеров-расследований может показаться скучным процедуриалом, но если создатели сумеют правильно разыграть карты, то получится не менее зрелищно чем перестрелки, сопровождающие подобные расследования. Но теперь двинемся в сторону сюжета. Помощница конгрессмена Стивена Коллинса (Бен Аффлек), ведущего расследование деятельности крупнейшего в США частного охранного агентства, осуществляющего по контракту с Правительством операции в Ираке, попадает под поезд метро. Кэл МакЭффри (Рассел Кроу), репортёр и друг конгрессмена, обнаруживает связь между её смертью и убийством двух человек, застреленных накануне прямо на улице. Постепенно, в ходе журналистского расследования, проводимого Кэлом вместе с новенькой Деллой Фрай (Рэйчел МакЭдамс) под чутким руководством главного редактора Кэмерон Линн (Хелен Миррен), начинает вырисовываться картина заговора, цель которого — значительно увеличить и без того колоссальные доходы корпорации. Собственно, именно такой синопсис у этой истории, которая завершается совершенно неожиданно. Ты понимаешь что все идёт к одному единственному событию и в какой-то момент догадываешься к какому, но во время фильма поглощает сам процесс следования, то как журналисты цепляются за ниточки, а официальные власти им мешают, поскольку все на кармане у корпоративных дельцов, против которых бьётся избирающийся конгрессмен, друг режиссёра.

Журналист и конгрессмен в одном кадре
Журналист и конгрессмен в одном кадре

Устойчивое словосочетание, не случайно показавшееся российским прокатчикам таким точным, всё-таки сужает оригинальный замысел. Даже буквально выражение «State of Play» переводится как ‘состояние игры’ – без уточнения, о ком именно идёт речь: о представителях официальной либо теневой власти или же о простых смертных, к которым, невзирая на устойчивые стереотипы, относится и Кэл. Да и Стивен, вопреки занимаемой должности, воспринимается, скорее, борцом с влиятельными закулисными фигурами и их вашингтонскими приспешниками. Развязка, заставляющая отказаться от первоначальных предположений, замечательно укладывающихся в готовые шаблоны обывательского мышления, призывает не верить глазам своим – зреть в корень. И постичь ту действительно нетривиальную истину, что все поголовно вовлечены в бесславную и безостановочную игру. В игру не в том, в целом позитивном, смысле, который подразумевали современные западные философы: от Карла Густава Юнга до Эрика Бёрна и Эриха Фромма. Всё куда проще: рука руку моет! Не кривит ли душой Коллинс, вынужденно принявший чужие правила игры, вступив в роман с помощницей-шпионкой? Да и в отношении МакЭффри статус разоблачителя и правдолюба не должен заслонять того обстоятельства, что и он сам – находится отнюдь не вне системы. Более того, вынужден, добиваясь цели, идти на такое количество ухищрений, что и двуличный конгрессмен Джордж Фергюс, «честно» отрабатывающий политический заказ, покажется невинным агнцем. По критерию "сюжет и сценарий" ставлю фильму твёрдые четыре звезды из пяти.

Эти двое докопаются до истины
Эти двое докопаются до истины

Зрелищность в подобных фильмах не создаётся за счёт динамичных экшн-сцен, а за счёт нагнетания ситуаций с непростым моральным выбором, с тем как развязывается клубок непростых событий, как всё это снято и можно дать оценку работе декораторов и оператора. Стоит сказать что ничего заоблачного в этом плане в фильме вы не найдёте, поскольку жанр не предполагает перформансов с фокусом и цветокором, но необходимо помнить что здесь во главу угла поставлены именно драматургическое, нежели визуальное решение и потому всё это выступает лишь малым элементом, частью мозаики, которая необходима чтобы закрепить целостность восприятия того художественного пространства, которое создаётся декораторами, детализирующими наполнение каждого кадра. Мне понравилось то, как всё это сложилось в головах у создателей, и как они попытались дать зрителям видение того визуального плана, который был в конечном счёте и предложен. Оценю в пять звёзд из пяти.

Хелен Миррен в образе главреда
Хелен Миррен в образе главреда
Рейчел МакАдамс/Делла Фрай
Рейчел МакАдамс/Делла Фрай
А этот тип здесь нечто вроде киллера
А этот тип здесь нечто вроде киллера

От актёрской игры во многом зависит драматургия показываемой истории. И тут стоит сказать что фильм был бы немного другим если бы главные роли всё же сыграли Эдвард Нортон и Брэд Питт. Это было бы триумфальное воссоединение спустя десять лет после "Бойцовского клуба" плюс после их правок в сценарии фильм стал бы как мне кажется, более сильным что-ли. Я пытался представлять на месте Рассела Кроу и Бена Аффлека, их лица и мне показалось что их органика легла бы лучше в эти образы, но и Аффлек с Кроу тоже хорошо воплотили свои образы. В роли главреда Бостон Глоуб Хелен Миррен, великолепная актриса. Рейчел МакАдамс - блоговед-новичок в издательстве, становится напарником главного героя. Каждый из героев выдал тот необходимый минимум, нужный для того чтобы зритель проник в ситуацию и стал сопереживать. Оценка - 4,5 звезды из пяти.

Один из информаторов Кэла
Один из информаторов Кэла

Вердиктируя. Получился крепкий представитель политических триллеров в которых секреты корпораций и журналистская этика слились в одно. Необходимо отметить закрученный сюжет и проработанную повествовательную драматургию, за которой хочется следовать и выяснить до конца кто прав и кто виноват в этой истории. Я поставлю фильму восемь баллов из десяти. Ценителям жанра и хороших историй рекомендую, хорошо подходит для отдыха от бумов и хряся блокбастеров последних лет. Всем добра и приятного просмотра!