Найти в Дзене
Монастырский вестник

Монастырское издательство: точка встречи или не-встречи с миром

В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы, в рамках научно-просветительского проекта «Монашество в истории», 29 мая сего года состоялся не совсем обычный семинар. Он был посвящен издательской деятельности православных монастырей. Как правило, на научных собраниях в стенах Ивановской обители преобладает богословская и историческая проблематика, связанная с отдаленным и весьма отдаленным прошлым, – при том, что результаты исследований, которыми делятся докладчики, всегда представляют интерес для осмысления состояния современного монашества и вопросов, стоящих перед ним сегодня. Тема же данного семинара прямо заставляла задуматься о практике аскетического делания и духовного возрастания насельников ныне существующих монастырей при посредстве такого древнего инструмента познания как книжное – письменное, печатное – слово.

-2

Следует сразу отметить, что книга и иные продукты издательской деятельности являются инструментом не только познания, но и коммуникации. Именно на этом построил свой доклад «Монастырское издательство: точка встречи или не-встречи с миром» иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Данилова монастыря Переславльской епархии. Как само христианство является религией, непосредственно связанной с книгой, так и монашество в огромной степени сформировалось под влиянием книжной культуры и одновременно во многом формировало отношение к книге в миру.

-3

Во второй части семинара выступила кандидат филологических наук Ольга Алексеевна Богданова, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова; ее доклад назывался «К истории журналов Святой Горы Афон (с 1921 года по настоящее время)». Сфера исследовательских интересов О.А. Богдановой первоначально ограничивалась церковной прессой Греции начала XXI века и, соответственно, автор не могла обойти вниманием периодические издания, выходящие на Афоне. Но знакомство с историей периодики Святой Горы, по ее собственному признанию, привлекло ее сердце к периоду 1920-х – 30-х годов, а именно, прежде всего – к издательской деятельности монаха Великой Лавры Афанасия Лавриота (в миру врача Спиридона Кампанаоса). Первым опытом отца Афанасия на данном поприще стал журнал «О Афос» («Ο Άθως» – «Афон»). Следует заметить, что это была, как и в большинстве подобных случаев, частная инициатива – на Афоне могли издавать журналы те, кто имел свободные средства. (Ранее докладчица подробно объяснила присутствующим принципы афонского законодательства в отношении печати, рассказав, в частности, о том, что с 1926 года типографией мог располагать только Кинот и поэтому большинство изданий печаталось вне Святой Горы. Также расцвет частной периодики объясняется тем, что привлечь и использовать денежные средства для выпуска журнала проще было одному издателю, нежели монастырю.)

-4

Интересной оказалась и завершающая часть семинара – совместное обсуждение задач и проблем монастырской издательской деятельности, в котором приняли участие научные кураторы проекта «Монашество в истории» – кандидат исторических наук О.А. Родионов и заведующий редакцией Литургики в ЦНЦ «Православная Энциклопедия» А.А. Ткаченко, сестры Иоанно-Предтеченской обители, слушательницы действующих здесь уже семь лет курсов дополнительного образования для насельниц женских монастырей. Большинство высказывавшихся имели тот или иной опыт издательской работы. Так, иеромонах Пантелеимон еще во время обучения в Московской духовной академии принимал участие в выпуске студенческого журнала «Встреча», а в последние годы, будучи главным редактором в издательстве «Орфограф» успешно подготовил и выпустил в свет такие книги, как «Житие преподобного Паисия Святогорца» (получила первое место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» на конкурсе «Просвещение через книгу» в 2017 году), «Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы» архимандрита Мефодия (Алексиу), трехтомный «Новый Афонский патерик» и др. В ответ на вопрос об окупаемости монастырских изданий отец Пантелеимон сказал, что данная деятельность монастырей всегда относилась к миссионерской, просветительской и никогда не велась с расчетом на доход – что, собственно, подтверждает и только что описанный пример Святой Горы. Конечно, в данном случае важна роль спонсора, мыслящего теми же миссионерскими категориями.

-5

Масштабная издательская деятельность для абсолютного большинства монастырей невозможна, и не в этом должна состоять их задача. Может быть, самое главное здесь – желание и осуществление внутренней духовной работы насельников, так или иначе связанной с книгами. Известны примеры замечательных переводческих и издательских трудов Богородице-Сергиевой мужской пустыни, а также сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, наследующих опыт женских обителей Ормилия (окормляемой старцем Эмилианом), Хрисопиги на Крите и др. Но духовное возрастание может происходить и иными путями – убежден отец Пантелеимон. Само чтение и тем более написание рецензии на прочитанную книгу принесут монаху, может быть, не меньшую пользу для его личного становления. При этом, опубликованная, данная рецензия окажется полезной и другим. Это будет та приемлемая именно для монашеской среды форма общения и обмена духовным опытом – в дополнение к уже широко практикуемым монашеским конференциям.

Правда, здесь участники обсуждения вынуждены были признать, что печатные периодические издания практически исчезают из обихода монашеской жизни, как, собственно, и жизни общества в целом. Для монашества, учитывая всё сказанное, это является в наибольшей степени болезненной проблемой. Электронные средства коммуникации неизбежно приходят в монастырь, но совсем вытеснять культуру чтения книг, работу с книгой они ни в коем случае не должны.

Автор: Елена Володина

Подробнее на сайте: https://monasterium.ru/