Найти тему
Открытый Нижний

"Служба помощи потребителям": что делать, чтобы отдых не оказался испорчен

Оглавление

Наступил сезон отпусков. И многие жители Нижнего Новгорода потихоньку (а кто-то уже и полным ходом) начинают задумываться о том, где и как его провести. Председатель правления Нижегородской региональной общественной организации "Служба помощи потребителям" Татьяна Печинкина дала полезные советы, что сделать, чтобы отпуск оказался удачным, и как поступать в непредвиденных обстоятельствах. 

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ

Прежде всего, нужно посмотреть, какую информацию о себе предоставляет турфирма или туроператор. Информация должна быть на доступном месте, полная и достоверная: наименование организации, ИНН, юридический адрес. У туроператора должны быть еще номер регистрации в едином государственном реестре туроператоров и информация о страховщике. 

Вне зависимости от того, где вы собираетесь отдыхать, в России или за границей, на руки должен быть выдан договор в письменной форме. Он может быть предварительным (при раннем бронировании) или основным. В договоре информация о том, куда едет турист (город, маршрут – при поездке по России; наименование страны и адрес отеля – при поездке за границу (если отелей несколько, то адрес одного из основных), срок поездки (с какого по какое число) и данные о том, сколько дней и ночей будет длиться отдых. 

Не стоит экономить на страховке при поездке за границу. От непредвиденных обстоятельств никто не застрахован, а дешевый полис может покрыть только затраты на первую медицинскую помощь, в которую входят снятие боли, остановка кровотечения, наложение лангета при переломе. А полноценное лечение за границей по сравнению с РФ стоит очень дорого.

-2

ПОТРЕБИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ ОТЛИЧИЯ ТУРАГЕНТСТВА И ТУРОПЕРАТОРА 

Отдых в РФ регулируется двумя документами: ФЗ «О туристской деятельности в РФ» и «Правилами реализации турпродукта». «Закон о защите прав потребителей» регламентирует только ту сторону деятельности, которая не отражена в этих двух законах. В законе «О туристской деятельности» четко определены обязанности турагентства и туроператора. Турагентство отвечает за первичную информацию (об отеле, о перевозчике), а также за передачу полного пакета документов для потребителя (ваучеры на проживание, билеты на проезд/перелет, на трансфер и так далее). 

Туроператор же создает турпродукт – комплекс услуг для отдыха. Он договаривается с перевозчиком, организует перевозку пассажиров, организует трансфер с вокзала или аэропорта до гостиницы и обратно, бронирует проживание в гостинице. Если это экскурсионный тур, туроператор отвечает за график экскурсий; а также берет ответственность за питание, если оно предоставляется отдельно. 

Потребитель также вправе воспользоваться дополнительными услугами. Но навязывание этих услуг со стороны турагента или туроператора незаконно.

-3

ЕСЛИ ОТПУСК ОКАЗАЛСЯ ИСПОРЧЕН

Если отпуск состоялся, но вас не устроили какие-то его составляющие, первым делом нужно зафиксировать те недостатки, которые вы обнаружили (неработающий кондиционер в гостинице, отсутствие воды, грязное постельное белье или посуда на шведском столе, отсутствие обещанного трансфера и так далее). Нужно сделать фотографии и составить акт или претензию. Это необходимо для того, чтобы в течение 20 дней после окончания поездки предъявить все туроператору. Срок определен законом.

Стоит обратить внимание, что санитарные нормы для размещения в гостиницах на территории Российской Федерации единые, а вот в других странах они не действуют. Там свои правила и законы. Вопрос, как их соблюдают, – уже компетенция других органов. Туристу лучше просто обратить внимание персонала на то, что не нравится, и попросить устранить.

-4

ЕСЛИ ОТПУСК НЕ СОСТОЯЛСЯ

К сожалению, в последнее время появилось много мошенников, которые предлагают дешевые туры – например, сейчас предлагают дешевые туры в Крым, собирают с людей деньги, но поездки в итоге не организуют. Если так произошло с вами, нужно обязательно написать претензию к турагенту и заявление в прокуратуру и Роспотребнадзор, чтобы государственные контрольные органы начали как можно быстрее принимать меры по выявлению мошеннических действий. Если проблемы не разрешились в досудебном порядке, то идите в суд.

-5

ЧТО МОЖНО ТРЕБОВАТЬ В СУДЕ

В суде можно требовать возвращения части денег, если во время отдыха не устроили какие-то составляющие отпуска, возмещения убытков, если они возникли в результате отдыха (например, если не состоялся трансфер, и пришлось оплачивать услуги такси или автобуса).

Если туристу предоставили не ту гостиницу, которую он заказывал, он вправе прекратить отдых – не заселяться в такие номера, которые не соответствуют требованиям потребителя, - расторгнуть договор и требовать возврата денег в полном объеме.

-6

НЕПРЕДВИДЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Может случиться и такая ситуация, которую не может предвидеть ни потребитель, ни туроператор. Например, начало военных действий в стране, в которую туристы приехали отдыхать, или природные катаклизмы, при которых жизни туриста угрожает опасность, и об этом есть  официальное заявление ФА Ростуризм или МИД или ФС Роспотребнадзор.

Если это случилось, нужно обязательно обратиться в посольство и МЧС, заявить о себе и сообщить, где вы находитесь. Всю необходимую информацию (адрес посольства, номера телефонов МЧС и других ведомств, которые будут организовывать вывозку граждан из чужой страны или места катастрофы) турист может найти в своем договоре. В таких случаях туроператор обязан по закону «О туристской деятельности» вернуть деньги в полном объеме.

Даже если непредвиденная ситуация (ДТП,  ухудшение здоровья и прочее) произошла по пути в аэропорт или на трансфер, из-за чего поездка не состоялась, турист вправе потребовать возврата денежных средств.

-7

ТУРОПЕРАТОР ОБАНКРОТИЛСЯ

К сожалению, в последние два-три года такие ситуации происходят довольно часто. Но это не значит, что деньги за поездку невозможно вернуть. В соответствии с Российским законодательством, страховщик несет такую же ответственность за оказание качественной туруслуги или неоказание услуги вообще, как и туроператор.

В случае банкротства туроператора необходимо со всеми документами (договор, чеки на оплату) обратиться к страховщику. На сайте федерального агентства «Ростуризм» можно получить всю необходимую информацию о том, как действовать, куда обратиться и кто является страховщиком туроператора-банкрота. Стоит отметить, что все документы необходимо предоставлять ТОЛЬКО в подлиннике. Если вы предоставляете копии, вам могут отказать в выплате страхового возмещения и появляется риск не вернуть потраченные средства вообще. Каждая страховая компания определяет сроки подачи документов самостоятельно, и, как правило, они очень невелики. Так что время может быть упущено, и после отказа турист может не успеть предоставить все документы в срок.

-8

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ

Сейчас существует очень много оздоровительных лагерей и организованных коллективных детских поездок. Первое, что нужно сделать родителям, - обязательно поинтересоваться, какой транспорт будет использоваться и в каких условиях дети будут добираться до пункта назначения. Стоит помнить, что по закону РФ ночная перевозка детей в автобусах (после 21.00) запрещена. Ночью дети должны останавливаться на отдых в гостиницах. Если поездка длится дольше трех часов, детей в дороге обязаны кормить. Кстати, это действует в любой стране: дети, пока они в автобусе, находятся на территории Российской Федерации, и там действуют законы РФ.

Необходимо сориентировать детей по поводу индивидуальных лекарств, которые родители иногда дают с собой, и разъяснить, что ребенок должен принимать их под присмотром старшего или руководителя.  Именно он отвечает за здоровье и безопасность каждого ребенка в группе. Также нужно донести информацию до руководителя, если у ребенка есть какие-то противопоказания по питанию, лекарствам и даже по нахождению в водной среде.

-9

САНАТОРНЫЙ ОТДЫХ

Санаторно-курортный отдых состоит из двух основных составляющих: проживание/питание и лечение. Часть оздоровительных процедур в санаториях оплачивается дополнительно. В таком случае стоит брать платежные документы, а после получить отдельный договор и свидетельство об аккредитации или  копию лицензии  на медицинскую деятельность, приложить все чеки к этим документам, обратиться в налоговый орган и получить возврат подоходного налога на сумму всего лечения (и того, которое входит в стоимость путевки, и того, которое оплачивается отдельно). Также такую льготу может получить работающий родственник или другой человек, который оплачивал лечение в пользу кого-либо.

Сегодня санатории очень часто организуют экскурсионную программу. Если экскурсия была организована некачественно или не состоялась, ответственность за нее несут не сотрудники санатория, а тот туроператор или та турфирма, которая ее организовывала.