Собирался ли пилот Лев Мациевич убить Столыпина?
Начало XX века — заря авиации. Авиашоу, и теперь собирающие толпы зрителей, тогда были событиями в жизни всей столицы. Полеты человека казались сказкой. Но 24 сентября 1910 года сказки кончились.
Полет Столыпина
8 сентября 1910 года в Петербурге на Комендантском аэродроме начался I Всероссийский праздник воздухоплавания.
Летчики показывали доступные им тогда фигуры высшего пилотажа. Обычную публику катали на воздушных шарах, а VIP-гостей — и на самолетах. Сам премьер-министр Петр Столыпин приезжал 21 сентября на аэродром, и летчик Лев Мациевич поднимал его в воздух на своем Фармане.
Полувздох и полувопль
Лев Мациевич, бывший морской офицер, один из первых русских, учившийся летному делу во Франции, был среди любимцев публики. Но через три дня после полета со Столыпиным Мациевич разбился — его аэроплан развалился в воздухе.
Вот как описывает это событие писатель Лев Успенский, маленьким мальчиком видевший все собственными глазами: «На летном поле к этому времени было уже не так много зрителей; и все-таки полувздох, полувопль, вырвавшийся у них, был страшен… Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка… Исковерканный самолет, складываясь по пути, падал то «листом бумаги», то «штопором» гораздо медленнее, а еще отстав от него, совсем наверху какой-то непонятный маленький клочок, крутясь и кувыркаясь, продолжал свое падение уже тогда, когда все остальное было на земле. Я даже не подошел к остаткам самолета. Подавленный до предела, стоял я над неглубокой ямкой, выбитой посреди сырой равнины поля ударившимся о землю человеческим телом».
Как потом было установлено, в самолете Мациевича лопнула одна из расчалок — тросов, обеспечивавших жесткость конструкции. Она ударила о винт и накрутилась на него, в результате чего сорвало двигатель. Никак не пристегнутый, сидевший фактически на крыле, летчик вывалился.
Герой Украины
Смерть Мациевича была первой смертью авиатора в России, хотя в Европе такие трагедии уже случались. Но эта, произошедшая на глазах у публики, вызвала в обществе шок. Бесстрашный летун, бросивший вызов небесам, Лев Мациевич превратился в героя. Икара! На его похороны пришел весь Петербург. Толпы народа заполнили Невский проспект, провожая тело летчика на кладбище Александро-Невской лавры. Над ним летел дирижабль «Кречет». На самом месте гибели пилота был установлен памятник (сейчас это сквер между домами 11 и 13 по Аэродромной улице).
Сразу после трагедии по городу пошли слухи, что Мациевич будто бы связан с эсерами, от которых получил приказ убить Столыпина во время полета. Но не сделал этого и либо совершил самоубийство, либо был ими убит.
Безусловным фактом является то, что Лев Мациевич действительно имел богатую политическую биографию: во время учебы в Харьковском политехническом институте он с товарищами основал Революционную украинскую партию.
В ней было два крыла — одно имело пролетарскую направленность, другое — национально-крестьянскую. Мациевич принадлежал ко второму. За революционную деятельность он был исключен из института и выслан в Севастополь под надзор полиции. Что, однако, не помешало ему получить диплом инженера, а потом окончить Николаевскую морскую академию (военно-морской аналог академии Генштаба) и принять самое деятельное участие в разработке военных кораблей.
После высылки из Харькова Мациевич, видимо, прекратил революционную деятельность, но продолжал поддерживать украинское национальное движение, в том числе финансово. Сейчас он является одним из национальных героев Украины.
Однако версия о планировавшемся им убийстве Столыпина не имеет под собой никаких оснований. К тому времени Мациевич был уже не молодым украинским студентом, а весьма известным и успешным ученым и офицером.
Автор текста: Антон Мухин
Это интересно:
Первый проект авианосца
Лев Мациевич был не только известным летчиком, но и талантливым инженером. Он получил несколько премий за проекты противоминных заграждений и защиты кораблей от торпед. Разрабатывал проекты броненосцев и подводных лодок. В 1909 году он представил проект авианосца, способного нести до 25 самолетов, предложил технологии взлета и посадки, аналогичные тем, которые используются сейчас. Военное ведомство признало проект интересным, но денег на его реализацию не выделило.
Аэроплан императору не к лицу
Полеты на самолетах были делом не только опасным, но и сомнительным с точки зрения придворного этикета. Так, в 1915 году главный военный священник Георгий Шавельский рассказал за обедом о своем полете на аэроплане Николаю II. Император отнесся к этому без энтузиазма. «Есть такие вещи, которые просто не идут к лицу. Представьте, например, что я бы полетел на аэроплане», — вспоминает Шавельский реакцию императора. А между тем Николай был в вопросах техники весьма прогрессивным — очень любил ездить на автомобилях.
Материал из выпуска №13 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Петербург отдыхает».