Найти тему
Ваш тайный советник

Первый разбившийся летчик

Оглавление

Собирался ли пилот Лев Мациевич убить Столыпина?

Первый всероссийский праздник  авиации закончился трагедией
Первый всероссийский праздник авиации закончился трагедией

Начало XX века — заря авиации. Авиашоу, и теперь собирающие толпы зрителей, тогда были событиями в жизни всей столицы. Полеты человека казались сказкой. Но 24 сентября 1910 года сказки кончились.

Полет Столыпина

8 сентября 1910 года в Петербурге на Комендантском аэродроме начался I Всероссийский праздник воздухоплавания.

Летчики показывали доступные им тогда фигуры высшего пилотажа. Обычную публику катали на воздушных шарах, а VIP-гостей — и на самолетах. Сам премьер-министр Петр Столыпин приезжал 21 сентября на аэродром, и летчик Лев Мациевич поднимал его в воздух на своем Фармане.

Полувздох и полувопль

Лев Мациевич, бывший морской офицер, один из первых русских, учившийся летному делу во Франции, был среди любимцев публики. Но через три дня после полета со Столыпиным Мациевич разбился — его аэроплан развалился в воздухе.

Вот как описывает это событие писатель Лев Успенский, маленьким мальчиком видевший все собственными глазами: «На летном поле к этому времени было уже не так много зрителей; и все-таки полувздох, полувопль, вырвавшийся у них, был страшен… Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка… Исковерканный самолет, складываясь по пути, падал то «листом бумаги», то «штопором» гораздо медленнее, а еще отстав от него, совсем наверху какой-то непонятный маленький клочок, крутясь и кувыркаясь, продолжал свое падение уже тогда, когда все остальное было на земле. Я даже не подошел к остаткам самолета. Подавленный до предела, стоял я над неглубокой ямкой, выбитой посреди сырой равнины поля ударившимся о землю человеческим телом».

Как потом было установлено, в самолете Мациевича лопнула одна из расчалок — тросов, обеспечивавших жесткость конструкции. Она ударила о винт и накрутилась на него, в результате чего сорвало двигатель. Никак не пристегнутый, сидевший фактически на крыле, летчик вывалился.

-2

Герой Украины

Смерть Мациевича была первой смертью авиатора в России, хотя в Европе такие трагедии уже случались. Но эта, произошедшая на глазах у публики, вызвала в обществе шок. Бесстрашный летун, бросивший вызов небесам, Лев Мациевич превратился в героя. Икара! На его похороны пришел весь Петербург. Толпы народа заполнили Невский проспект, провожая тело летчика на кладбище Александро-Невской лавры. Над ним летел дирижабль «Кречет». На самом месте гибели пилота был установлен памятник (сейчас это сквер между домами 11 и 13 по Аэродромной улице).

Сразу после трагедии по городу пошли слухи, что Мациевич будто бы связан с эсерами, от которых получил приказ убить Столыпина во время полета. Но не сделал этого и либо совершил самоубийство, либо был ими убит. 

Безусловным фактом является то, что Лев Мациевич действительно имел богатую политическую биографию: во время учебы в Харьковском политехническом институте он с товарищами основал Революционную украинскую партию.

В ней было два крыла — одно имело пролетарскую направленность, другое — национально-крестьянскую. Мациевич принадлежал ко второму. За революционную деятельность он был исключен из института и выслан в Севастополь под надзор полиции. Что, однако, не помешало ему получить диплом инженера, а потом окончить Николаевскую морскую академию (военно-морской аналог академии Генштаба) и принять самое деятельное участие в разработке военных кораблей.

После высылки из Харькова Мациевич, видимо, прекратил революционную деятельность, но продолжал поддерживать украинское национальное движение, в том числе финансово. Сейчас он является одним из национальных героев Украины.

Однако версия о планировавшемся им убийстве Столыпина не имеет под собой никаких оснований. К тому времени Мациевич был уже не молодым украинским студентом, а весьма известным и успешным ученым и офицером.

-3

Автор текста: Антон Мухин

Это интересно:

Первый проект авианосца

Лев Мациевич был не только известным летчиком, но и талантливым инженером. Он получил несколько премий за проекты противоминных заграждений и защиты кораблей от торпед. Разрабатывал проекты броненосцев и подводных лодок. В 1909 году он представил проект авианосца, способного нести до 25 самолетов, предложил технологии взлета и посадки, аналогичные тем, которые используются сейчас. Военное ведомство признало проект интересным, но денег на его реализацию не выделило.

Аэроплан императору не к лицу

Полеты на самолетах были делом не только опасным, но и сомнительным с точки зрения придворного этикета. Так, в 1915 году главный военный священник Георгий Шавельский рассказал за обедом о своем полете на аэроплане Николаю II. Император отнесся к этому без энтузиазма. «Есть такие вещи, которые просто не идут к лицу. Представьте, например, что я бы полетел на аэроплане», — вспоминает Шавельский реакцию императора. А между тем Николай был в вопросах техники весьма прогрессивным — очень любил ездить на автомобилях.

Николай II
Николай II

Материал из выпуска №13 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Петербург отдыхает».

-5

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились :)