Калужская область
Иногда кажется, что по количеству монастырей и святынь она может соперничать с Новгородом, Киевом, Владимиром.
Знаменитая Оптинская, Тихонова, Амвросиевская пустынь... список можно продожать долго.
Но среди известных и почитаемых святынь есть малозаметные, стоящие вдалеке от туристических потоков, и от того такие привлекательные своей тишиной и неповторимой атмосферой святые места.
Здесь каждый день, совершая тихий подвиг послушания, без помпезности и не привлекая внимания, трудятся монахи и молятся за нас, за нашу землю, за то, чтобы Господь прощал нам наши грехи и святые отцы защищали и хранили землю русскую.
Сейчас, когда в тараканьих бегах города, постоянно звенит в ушах от шума и суеты, когда каждый канал, каждое издание разжигают в сердце гнев, злость, зависть, уныние, трудно поверить, что свернув с оживлённой трассы ты вдруг оказываешься вне времени, как будто на другом уровне реальности, где жизнь течёт по-другому. Здесь каждый, проведённый час заменяет неделю отдыха, а каждое слово, услышанное от обитателей монастыря - кротких монахинь заменяет курс у психолога.
Здесь видишь и чувствуешь силу искренней молитвы, видишь что такое настоящее бессеребряничество и не показная скромность.
Я был здесь единственный раз под Рождество, но до сих пор в памяти - звенящая тишина поселка, полуразрушенный (хотя правильнее сказать полувосстановленный) храм.
После шума шоссе, полос, стопов, знаков, поворотов, встречных фар ты как будто выброшен на остров. Тихий, спокойный, уютный. Если может дух доброты и терпимости витать в воздухе, то тут он есть.
Я провел в монастыре, наверное часа три, не больше. Но уже два года воспоминания об этом месте успокаивают меня. Когда становится совсем тяжело на душе, я представляю атмосферу этого места и становится спокойно на душе. Уже невозможно раздражаться и злиться.
История монастыря трагична, но и полна веры и надежды. Достаточно посмотреть на состояние стен старинного храма и видно, что пришлось пережить этой обители в годы гонения властей.
Но вместе с тем видно, что из ничего - из полуразвалившихся кирпичей храм встает, крепнет. Крепнет верой людей, трудами православных трудников, посильной помощью мирян, которые жертвуют на храм посильно.
Силами православной обители, прихожан церкви и трудников восстановлена церковь, закуплены колокола и выкуплены иконы. Люди жертвуют от души и каждая копейка приближает полное восстановление храма.
Вот так, не надеясь на помощь сильных мира, находясь вдалеке от дорог и туристических троп медленно и незаметно поднимается из небытия православный Храм. Храм это ведь не только стены и крыша. Храм это символ, это сила. Разве не похоже это на всю нашу многострадальную землю?
Вопреки, а не благодаря... падает и поднимается, и поднимаясь растет над собой прежней. Силой корней, силой веры...
Дай Бог здоровья тем, кто помогает Шаровкину монастырю и, конечно, монахиням.
А вы, если будете в Калуге, не поленитесь проехать полчаса и своими глазами увидеть красоту древнего храма, почувствовать энергетику этого места, а может и помочь чем-нибудь местным обитателям.
Не хочется писать, что монастырь нуждается и в физической и в финансовой помощи. Это понятно...
На самом деле больше мы - горожане, усталые от суеты и духовно бедные ... мы нуждаемся в монастыре, в участии в службах, в добром напутственном слове, в искренней молитве.
В общем. если вы искали "место силы" недалеко от Москвы, то очень советую посетить Шаровкин монастырь. Не пожалеете
Как добраться до Шаровкина монастыря
Адрес: Россия, 249136, Калужская область, Перемышльский р-он, с. Ильинское
Из Москвы:
Метро «Теплый стан», автовокзал. Автобусы на Козельск, Сосенский, Ульяново. До остановки Орловский поворот после Перемышля (ехать около 4х часов).
От поворота по федеральной трассе на Орел 6 км до села Ильинского.
Из Калуги:
До Калуги из Москвы электрички с Киевского вокзала. Автовокзал рядом с ж-д вокзалом. Автобус на Козельск, Сосенский, Перемышль до Орловского поворота. Или автобусы на Орел, Ульяново, Чекалин, Суворов- до села Ильинского Перемышльского района по Орловской трассе.
Из Тулы:
Автобус до Суворова; из Суворова в 15 часов автобус до Песоченского на Орловской трассе (4 км от Ильинского).
Из Орла: Автобус Орел-Калуга через Чекалин.
Помочь монастырю
Если же вы не бываете в Калуге (даже проездом), но хотите помочь монастырю, вы можете узнать о том какая нужна помощь на сайте монастыря.
Здесь же вы можете заказать требы (молитвы за Вас или ваших родственников)
https://sharovkin-monastir.com/treby/
История монастыря
На официальном сайте монастыря можно узнать об истории Обители, посмотреть фильмы о монастыре, почитать интервью с монахинями и прихожанами
https://sharovkin-monastir.ru/
Святыни
Икона "Благодатное небо"
материал взят с официального сайта Свято-Успенского монастыря
Иконографическим прототипом образа «Благодатное Небо» является икона «Жена, облеченная в солнце», где изображена Богоматерь с Младенцем, стоящая на полумесяце, на голове Ее корона, фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандолу. Иконография этого образа воспроизводит видение Иоанна Богослова, описанное в 12-ой главе книги Откровения (12:1-17).
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…»( 12:1,5).
По одному из богословских толкований образ Жены трактуется как символ Церкви Христовой. Этот иконографический тип возник в Германии в XV веке и получил широкое распространение в западном искусстве. Считается, что на Русь он попал в XVII веке из Польши через Украину, Белоруссию и Литву, дав начало нескольким иконографическим типам Богородичных икон, например: «Солнечная», «Благодатное Небо» и другим.
Наиболее ранним изображением на Руси этого типа является икона из местного ряда иконостасав церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII века. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу — коленопреклоненные Георгий Хозевит и Андрей Критский. В этом изображении отсутствуют полумесяц под ногами Богоматери и лучи сияния.Первая широко известная на Руси чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо» — список с древней иконы, находившейся в Архангельском соборе, была написана в 1678-1680 годах по указу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной Палаты и помещена в серебряный чеканный оклад. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились. Этот образ находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля и в настоящее время. Известно и другое название иконы — «Что Тя наречем» — по тексту Богородична 1-го часа приведенного внутри сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем:
Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления: Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.
Начало широкого почитания иконы Божией Матери «Благодатное Небо» связывают с именем митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период обновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. Празднование иконы «Благодатное Небо» совершалось дважды в год, а также в Архангельском соборе ежедневно перед чудотворным образом совершался молебен. Множество прихожан приносили к иконе лампады, свечи и масло.
О происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо», с которой был сделан список для Архангельского собора, существуют две версии.
По одной версии она была привезена в Москву в ХIV веке из Смоленска Софьей Витовтовной, супругой Московского князя Василия Дмитриевича, куда она была прислана ранее вместе с другими древними иконами из Константинополя. Византийская версия прочно вошла во все печатные издания XIX — начала XX веков.
Есть и другая, западная версия, согласно которой икона была привезена Софией Фоминичной (Палеолог), супругой царя Иоанна III, из Литвы. Эта версия основывается, главным образом, на иконографии. На Виленской иконе Богородица была изображена стоящей на луне, а над ее головой ангелы держат царственный венец.
В дореволюционной Москве было три святыни, перед которыми прихожане молились с особым чувством и к которым совершались многочисленные паломничества: Владимирская икона Божьей Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и «Благодатное Небо». Через эти святыни Господь особенно обильно подавал благодать, по молитвам к Богородице перед этими образами совершалось много чудесных исцелений.
Показательно, что икону «Благодатное Небо», соединившую в себе духовную культуру Востока и Запада, чтили как православные, так и иноверные. Известно, что от образа получила исцеление одна лютеранка, увидевшая икону во сне и пославшая свою православную гувернантку молиться за молебном перед иконой о своем здравии. Это повеление исполнялось служанкой в течение шести недель, после чего больная дама поправилась и сама стала приходить в собор на молебны.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Пожалуй, одним из самых известных на сегодняшний день является заалтарный образ Божией Матери «Благодатное Небо» во Владимирском соборе Киева, кисти замечательного художника Васнецова. История написания этого образа весьма необычна и даже чудесна. В 1885 знаменитого художника пригласил для росписи собора руководитель отделочных работ профессор Адриан Прахов. Васнецов был вынужден отказался от работы во Владимирском из-за болезни сына. Однажды, весенним вечером на даче, он был очарован видом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Это настолько поразило Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что предстали перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии.
А в это время в самом соборе Господь явил удивительное чудо, о котором до поры не догадывался художник. Для подготовки под роспись собор несколько раз штукатурили. Однажды вечером Адриан Прахов в сопровождении нескольких лиц вошел в строящийся собор. Штукатурка сохнет достаточно быстро, но не равномерно. Долго смотря на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери, Профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, Который ручками как бы обнимал весь мир. Под большим впечатлением профессор зарисовал образ который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Звать правящего архиерея, чтобы и он увидел чудесный образ на стене не было смысла – слишком быстро сохнет штукатурка и к утру вся стена была бы обыкновенной, белой.
Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, он произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов эту икону. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку, он был канонизирован и стал называться «Благодатное Небо».
Один из местночтимых списков образа «Благодатное Небо» имеется в московском храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Икона появилась в храме в 50-60-е годы прошлого столетия. Сведения о ней весьма скудны. По рассказам одной и старейших служительниц храма, ныне почившей, Марии Андреевны, почерневшая икона была найдена на свалке общежития МГУ и студенты спали на ней подкладывая ее вместо доски. Через некоторое время, после того, как икону принесли в храм, она чудесно обновилась. Художник-реставратор дописал лишь небольшой утерянный фрагмент в правом нижнем углу иконы. Этот образ особо чтится верующими. Специально для него был написан акафист, который с тех пор еженедельно читается в храме.
Празднование иконы Божией Матери «Благодатное небо» установлено на 19 марта (6 марта ст.ст.), кроме этого празднование образу совершается в Неделю Всех Святых: в православной традиции празднование приходится на первое воскресенье после дня Пятидесятницы.
Икона «Благодатное небо» считается также покровительницей воздушно-десантных войск. В свое время она была покровительницей легендарного летчика, героя Великой Отечественной войны А.И. Покрышкина, родившегося в день ее празднования. И небо было благосклонно к герою – берегла его в сражениях “незримая сила”.
И в наше время не забыто ее благодатное действие: в Чечне, для исцеления и духовного напутствия солдат, открыт полевой храм именно в честь иконы «Благодатное небо».
Совсем недавно была учреждена медаль «Благодатное Небо» для награждения за труды по охране воздушных рубежей Отечества.