Согласно ПДД велосипед - это транспортное средство, а велосипедист является полноправным участником дорожного движения. Так, собственно, оно и есть, где-нибудь в Финляндии, Дании, и прочих Нидерландах. Наш водитель пока ещё не готов воспринимать велосипедиста всерьёз и не до конца понимает зачем он такой на дороге нужен. Ну и велосипедист, в свою очередь, часто не спешит вникать в Правила и законы, ездит по велению сердца, выбирая между проезжей частью, где его ни во что не ставят водители, и тротуаром, где у него есть все шансы наехать на пешехода. К счастью, в последнее время все чаще улицы дополняют велодорожками, обустраивают велосипедные зоны, да и общая культура и грамотность повышается. Однако вопрос «как не попасть в ДТП с велосипедистом» пока ещё актуален.
- Велосипедист (здесь и далее - старше 14 лет) имеет практически столько же прав на дороге, как и автомобилист. Если велодорожки нет, то по ПДД он обязан двигаться по краю проезжей части и не может просто взять и «свалить отсюда на тротуар».
- Велосипедист, хоть и такой же водитель, но кузовом не защищён. Даже если это он совершил ошибку - ваша задача любым способом избежать столкновения. Вы отделаетесь царапиной на крыле, а человек головой стукнется - и всё.
- Хорошо, когда велосипедист подготовлен, знает и соблюдает ПДД, экипирован по полной, заметный, предсказуемый, внимательный. Но так же это может быть дядя Валера в сланцах и с голым торсом, совершающий вечерний моцион за прохладительными напитками. Он может быть пьяным, может не знать Правил, может и машину никогда не водить. Это может быть вчерашний школьник, глухой дед или упрямая бабуля. Все они будут ехать с вами по одной дороге, исполняя всевозможные кунштюки, а контролировать их и как-то повлиять могут только соответсвующие надзорные органы. Вам остаётся смириться, принять как данность и быть внимательнее.
- Ещё одно отличие от автомобилиста - велосипедист способен превратиться в пешехода за секунду, стоит ему только спешиться. Именно так - ногами, ведя велосипед рядом с собой, он обязан переходить через дорогу. К сожалению многие велосипедисты об этом не думают, едут по пешеходному переходу не глядя, вылетают из-за машин, иногда вообще до перехода не доезжают. А водитель, привыкший к скорости идущего человека, никак не ожидает, что кто-то выскочит перед ним на 20 км/ч. Это одно из самых распространённых ДТП с велосипедом - сбить его на переходе.
- Следующий вариант ДТП - не заметить и не уступить дорогу велосипеду при выезде со второстепенной дороги на главную, или не пропустить его при повороте налево, когда он движется во встречном направлении. Автомобили пропустили, а на велосипед не посмотрели даже, не увидели, или почему-то посчитали, что у него преимущества нет.
- При повороте направо максимально прижимайтесь к краю проезжей части, чтобы велосипедист в момент вашего поворота не оказался между бордюром и вашей машиной.
- По этой же причине чаще смотрите в зеркала, даже когда кажется, что справа никого не может быть. Это автомобиля не может быть, а велосипед маленький и может быть где угодно. И перед тем как выйти из авто, обязательно убедитесь, что не распахнёте дверь прямо перед велосипедом.
- На велосипед действуют все те же законы физики, что и на автомобиль. Он часто движется с солидной скоростью и так же имеет тормозной путь. Не делайте перед ним резких манёвров, оставьте ему шанс успеть остановиться.
- Помните, как вы сидели в стоящем на обочине автомобиле, и как его покачивало от потока воздуха пролетающих мимо машин? Можно представить что ощущает велосипедист, когда близко от него проносится автомобиль. Если есть возможность, то для опережения велосипедиста перестройтесь на соседнюю полосу. Если нет - хотя бы не прижимайтесь и езжайте спокойнее - ещё, чего доброго, вильнёт в сторону и прямо вам под колёса.
В другой раз будем рассматривать ДТП с велосипедом с юридической точки зрения.