Найти в Дзене

"Дело Королёва". НКВД или руководство института?

Дивинженер Королёв. 1933 год.
Дивинженер Королёв. 1933 год.

Крылатые ракеты 217 предназначались для поражения с земли движущиеся воздушные цели. Ракеты 06, 216, 212 предназначались для запуска с земли по удалённым целям. Ракета 301 для запуска с самолёта по воздушным целям. В это время Королёв получил травму головы при испытании двигателя. Палло перед этим предупредил его, что для трубки с внутренним давлением до 60 атмосфер, обычное соединение, принятое в авиации не подходит. Но Королёв не послушал и оказался в больнице с сотрясением мозга и трещиной в лобной части. Через несколько дней, после возвращения из больницы, Королёва арестовали по «делу о РНИИ». Постановление на арест вынесло Главное экономическое управление НКВД СССР, санкцию на арест «члена троцкистской организации» дал первый заместитель Главного прокурора СССР Г.К. Рагицкий. Следствие по «делу Королёва» вели оперуполномоченные (оперативно уполномоченные следователя, а не следователь) Быков и Шестаков, которые сломали Королёву обе челюсти. Осудили Королёва по статье -58 при.7 и 11 УК РФ. Директор института Слонимер назначил специальную комиссию и составил акт за подписью Костикова, Душкина, Дедова, Каляновой. Сам директор института подписывать акт о вредительстве отказался, отводом, что он человек в институте новый. См. 25 сентября.

Возвращаемся в 1937 год декабрь месяц.

У самого С.П. Королёва в этот период возникли осложнения в отношениях с руководством, он оставил должность заместителя начальника института по научной части и стать начальником отдела, потом стать старшим инженером. Начальником отдела становится В.И. Дудаков.

Главный руководитель донос подписывать отказался, может уже видел, как часто «доносчикам первый кнут» доставался, но видимо понимал, что бывший заместитель умнее его и решил зачистить институт от слишком умных подчинённых.

25 сентября представленный И. Шапиро список на «Первую категорию» из 74 фамилий был утверждён И.В. Сталиным, Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым.

27 сентября были приговорены к расстрелу 59 человек из 74, тогда же были приговорены в высшей мере социальной защиты 18 человек из предыдущего списка. В этот день судили Королёва. Председатель суда В. В. Ульрих. (которого тоже расстреляют) «Виновным себя не признаёт и данные им показания на предварительном следствии отрицает … Как участник организации он назвал по указанию и предложению следователя – Лангемака и Глушко (Лангемак уже расстрелян). Назвал их, потому, что знал об их аресте, но он категорически отказывался называть следователю лиц, которых тот ему ещё предлагал, зная, что те не арестованы…»

Королёва осудили на 10 лет тюремного заключения. Так как тюрьмы были переполнены, то осуждённых разослали по пересыльным тюрьмам.

10 октября Королёв прибыл на Новочеркасскую пересыльную тюрьму, где пробыл около 8 месяцев.

1 июня 1939 года отправили на Магадан.

13 июня 1939 года Пленум Верховного суда отменил приговор Военной коллегии от 27 сентября 1938 года. С приходом Л.П. Берия, председатель суда Ульрих отправил запрос на пересмотр дела. Берия отлично знал ценность технических специалистов.

А теперь самое интересное для меня…

Осенью 1939 года возобновились начатые Королёвым испытания ракеты «212», с ведущим Александром Николаевичем Дедовым, он № 3, кто подписал акт на Королёва.

8 декабря Костиков №1 принимает решение о запуске ракеты «212» к лётным испытаниям.

В январе и марте 1939 года ракета «212» дважды взлетела, но новая автоматика стабилизации полёта показала себя не важно. Ракетоплан Королёва начал проходить испытания в феврале 1940 года.