Впервые в состав Польши маленький кусочек нынешней Украины вошел в конце XIV века, когда была присоединена часть распавшегося Галицко-Волынского княжества вместе со Львовом. В дальнейшем, правда, в битве за Западную Русь победило Великое княжество литовское. Но объединившись с литвинами в одно государство, поляки позже взяли реванш. Украинские земли были административно переподчинены Кракову в обмен за помощь Литве против Ивана Грозного.
Таким образом, с середины XVI века Малая Русь – чисто польское владение, где власть была исключительно у католической шляхты. За эти территории Речь Посполитая вела бесконечные войны то с турками, то с московитами, которые сменялись победами и поражениями.
Но в XVIII веке польскому государству в очередной раз «поплохело». Из-за магнатского всевластия и местечкового патриотизма система управления в стране деградировала окончательно, и Польша уже не могла защитить саму себя. В 1775 году соседние державы – Пруссия, Австрия и Россия – отщипнули от нее по кусочку, а через пару десятилетий ликвидировали полностью.
Тем не менее, даже в составе чужих империй поляки остались на украинских территориях привилегированной нацией. По крайней мере, власть пана-помещика над православными и униатскими крестьянами сохранилась аж до самой Перовой мировой войны.
Тогда, кстати, Польше крупно повезло. В условиях распада европейских сверхдержав они сумели воссоздать свое государство и даже присоединить к нему Западную Украину и Западную Беларусь. Ну как присоединить – до 1939 года, когда Советский Союз окончательно вернул утраченное.
Хоть Польской народной республике эти потери и компенсировали прежними немецкими территориями на западе, все же поляки по сей день не могут забыть восточные окраины, за обладание которыми они веками проливали кровь.
В коммунистический период любое их упоминание было запрещено. Об этом не учили в школе, не обсуждали в прессе. Но народная память оставалась, ведь до 12 % населения современной Польши родом из тех мест.
Да и вся национальная литература пронизана восточными мотивами. В понимании поляков их прежние владения напоминают о днях славы и власти, о поражениях и мученичестве. Именно там сформировалось польское рыцарство, которое сейчас воспринимается как древние герои.
До сих пор народ понимает Украину как нечто свое, но утраченное, что нужно вернуть. Примерно так современные сербы относятся к Косово, где они когда-то били турок в хвост и в гриву, а сейчас это территория другого государства.
Вот и сейчас многие считают Украину «страной детских лет» и «потерянным раем». Даже люди совсем уж юного возраста, которым такие мысли внушили дедушки и бабушки.
Вместе с тем, политики знают, что аннексия в 1939 году Советским Союзом польских территорий признана всем миром. Более того, сейчас они входят в состав других государств. Поэтому вернуть их не представляется возможным. Поэтому все разговоры об этом являются простой ностальгией, пустыми мечтами о былом могуществе, которые не приведут ни к чему.