Как мы знаем из старой детской поговорки про фломастеры, на вкус и цвет они все сильно отличаются. Вот и мы хотим поговорить немного о наиболее ярких примерах того, какие автомобили популярны в разных странах мира и попытаться порассуждать, каковы причины столь специфичных вкусовых предпочтений.
Китай. «Лонги» и люки.
Китай, как, впрочем, и любая другая азиатская страна, в массовом обывательском сознании до сих пор остается рынком загадочным, неисследованным и экзотическим. Не будем ставить себе сверхамбициозных задач и пытаться разбирать авторынок Поднебесной по косточкам, а просто рассмотрим один его интересный и необычный аспект.
Что мы доподлинно знаем об экзотических особенностях автомобильных пристрастий китайского автолюбителя? Пожалуй, более-менее широкую известность получил тот факт, что, имея возможность приобрести премиальный автомобиль, китайцы предпочтут его удлиненную, так называемую лонг-версию. В этом контексте наиболее интересно понаблюдать за поведением европейских автопроизводителей, чьи маркетинговые стратегии, по крайней мере до недавнего времени, считались весьма консервативными – производители весьма неохотно расширяли свои модельные линейки.
Казалось бы – нет проблем, наряду с «обычными» семерками BMW, S-klasse от Mercedes и A8 от Audi довольно давно существуют их удлиненные версии. Действительно, эти автомобили пользуются большим спросом и в Китае, но премиум всегда остается уделом немногих – его аудитория по объективным и понятным причинам крайне невелика.
Следующая ниша – бизнес-класс. Спрос диктует предложение – и вот уже более 10 лет на дорогах Поднебесной можно наблюдать множество своеобразных «бизнес-лимузинов».
Чем же обусловлена такая любовь именно к удлиненным седанам? На страницах интернет-форумов, посвященных китайскому автопрому, куча шуток сомнительного качества по поводу длинноногих китайцев, так что вопрос о любви китайского потребителя именно к таким автомобилям уже давно перешел в категорию риторических. Просто любят. По той же причине, по которой состоятельный российский горожанин покупает огромный люксовый внедорожник – таковы национальные совокупные представления о комфортном автомобиле и престижности бренда, подчеркивающего статус владельца. При этом важно заметить, китайский потребитель ценит комфорт не только и даже не столько для себя, сколько для своей семьи, располагающейся обычно на заднем диване. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что персональный водитель в Китае – явление крайне распространенное.
Кстати, такие автомобили наиболее востребованы в комплектациях, максимально приближенных к топовым. Примечательно, что к традиционному кожаному салону и дорогой аудио-системе в качестве обязательного имиджевого элемента добавляется панорамный люк. Что, к слову, довольно легко подтверждается цифрами – по данным компании Webasto, лидирующей на рынке производителей автомобильных люков и панорамных крыш, в 2018 году панорамными люками было укомплектовано практически все автомобили BMW 5 серии, Ford Mondeo, Skoda Octavia, а также большинство автомобилей KIA.
Бесспорно, в Китае крышной люк или панорамная крыша воспринимаются как продукт премиум-потребления. Но парадоксальным образом они фактически перешли в категорию неотъемлемых элементов обычного автомобиля. Что опять же подтверждается производственной статистикой – местные производители FAW, SMC и Changan с большим удовольствием комплектуют свои автомобили крышными системами – практически все Changan CS75, больше двух третей FAW D003 и больше половины SMC 350 имеют панорамный люк.
Так что, резюмируя, можно с известной степенью уверенности говорить, что китайцы действительно любят «лонги», причем с люками. Ну а если не «лонг», то уж хотя бы как минимум с панорамным люком.
США. Удобно и красиво.
Обойдемся без лишних вступлений – самый продаваемый автомобиль в США по итогам 2018 года – Ford F-серии. Только вдумайтесь: самым популярным автомобилем с результатом в 900 тыс. проданных машин в стране с населением 300 млн. человек становится тринадцатая по счету итерация Форда F-серии… Этим, собственно говоря, сказано если не все, то уж точно многое. Давайте прибавим Сhevrolet Silverado с его второй строчкой в рейтинге самых продаваемых автомобилей и результатом в без малого 585 тысяч машин… В общем, если коротко - в Штатах любят пикапы.
Конечно, важно оговориться. Пикапы сверхпопулярны далеко не в каждом штате. Самый показательный пример – Техас, где продается каждый 10-й продаваемый в стране пикап. Тем не менее, даже в географии потребления тренд меняется и пикапы начинают постепенно завоевывать «субурбию» - состоятельный американский пригород, характерный для штатов с высоким уровнем урбанизации.
Примерно с середины 80-х пикап в США перестал восприниматься как исключительно утилитарный, коммерческий автомобиль. Любителям кино достаточно вспомнить умопомрачительный черный Toyota SR5 из трилогии “Назад в будущее”. И пусть экранного времени этому автомобилю, по сравнению с легендарным DeLorean, досталось всего ничего - лично мне казалось, что именно этот автомобиль достоин того, чтобы о нем мечтать.
Итак, пикап из категории удобного грузовичка переходит в категорию lifestyle автомобилей. Его владелец молод, активен, увлечен спортом (зачастую требующим перевозки громоздкого инвентаря). С этого времени начинается триумфальное шествие пикапов к сердцам и кошелькам американских потребителей, продолжающееся по сей день.
Сейчас автомобили с этим типом кузова стали воплощением торжества потребительского консенсуса и поистине золотой жилой для автопроизводителей. С одной стороны, это все еще эффективные рабочие лошадки на каждый день. С другой, их оснащение фактически переместило пикапы в категорию премиальных автомобилей: здесь и цифровые приборные панели, и системы помощи при парковке, и какое-то немыслимое количество внешних камер, и в обязательном порядке крышные люки (кстати, в прошлом году даже возник конфуз, связанный с тем, что дилеры в течение какого-то периода не могли удовлетворить зашкаливающий спрос на пикапы именно с люками). Так что современный пикап стал практически идеальным семейным автомобилем для многих тысяч американских домохозяйств.
Конечно, это далеко не все факторы, влияющие на популярность пикапов. Не стоит забывать о низкой цене на бензин в США. Немаловажным фактором является и специфика законодательства в области токсичности. Точнее, отсутствие единых норм, распространяющихся на все штаты без исключения – в Калифорнии и уже упомянутом Техасе они разные.
Как бы там ни было, получается, что при более-менее детальном рассмотрении любовь американцев к пикапам уже как минимум не кажется странной. Более того, она абсолютно укладывается в последовательное и рациональное потребительское поведение.
Европа. Экономия с изюминкой.
С Европой все более-менее понятно. Лично у автора этого материалы был такой случай. Будучи как-то в отпуске в Португалии, я своими глазами увидел припаркованный возле торгового центра автомобиль Lexus IS, оснащенный дизельным двигателем и механической коробкой передач. По меркам России – в чистом виде экзотика. Так что с Европой все действительно понятно и Америку мы в данном случае не открываем – наибольшей популярностью там пользуются небольшие экономичные автомобили, как правило в кузове хэтчбек. Данные по Западной Европе за 2018 год: продано более 450 тыс. Volkswagen Golf, почти 450 тыс. Renault Clio, чуть более 300 тыс. Ford Fiesta. И это только несколько примеров. Далее по списку также далеко не премиальные седаны и люксовые внедорожники.
Оснащенность автомобиля в данном случае также не отличается роскошью. Одним словом – сплошная оптимизация. Однако важно отметить, что кое-какое послабление рачительные европейцы в этом вопросе себе все же позволяют. Так, опять же по данным Webasto, устойчиво растет спрос на автомобили с люками и панорамными крышами. И европейцев можно понять. Иметь оснащенный какой-либо крышной конструкцией автомобиль в целом, конечно, в разы приятнее: машина смотрится более элегантной и роскошной, а поездка на авто начинает ощущаться и восприниматься по другому. И европейский потребитель, предпочитая в целях экономии тяжелое топливо, механику и общую скудную оснащенность, по всей видимости, готов заплатить за этот «элемент роскоши» один раз – дальнейших затрат и дополнительного обслуживания в данном случае не требуется.
Так что ничто человеческое прижимистым европейцам не чуждо. Такая вот «экономия с изюминкой».
Россия. Накопи и купи.
В заключение – пара слов о России. Говорить о предпочтении российским массовым потребителем определенного типа автомобиля, ориентируясь на показатели продаж, пожалуй, достаточно проблематично. У нас в лидерах Lada Vesta и Lada Granta, чей успех все-таки обусловлен в первую очередь ценой. А если приплюсовать также внушительные показатели продаж прочих Lada, преимущество Автоваза кажется просто незыблемым.
Однако стоит отметить, что в TOP-30 по продажам за прошлый год ровно 10 позиций принадлежат кроссоверам всех мастей. Так что «вкусовой» тренд на лицо. В России любят внедорожники. Возможно, по причине специфических климатических условий, возможно, ввиду качества дорог. Как бы там ни было, уверен, при увеличении платежеспособности населения мы бы увидели совершенно другой рейтинг.
Кстати, мода на люки, по крайней мере в сегменте премиальных внедорожников, для России также характерна. Может быть это говорит подсознательное желание продлить световой день? Или чаще обращать свой взор на звездное небо…
Вот такая автомобильная география.