Найти тему
WEBASTO_RUS

Крыша мира

Как мы знаем из старой детской поговорки про фломастеры, на вкус и цвет они все сильно отличаются. Вот и мы хотим поговорить немного о наиболее ярких примерах того, какие автомобили популярны в разных странах мира и попытаться порассуждать, каковы причины столь специфичных вкусовых предпочтений.

Китай. «Лонги» и люки.

Китай, как, впрочем, и любая другая азиатская страна, в массовом обывательском сознании до сих пор остается рынком загадочным, неисследованным и экзотическим. Не будем ставить себе сверхамбициозных задач и пытаться разбирать авторынок Поднебесной по косточкам, а просто рассмотрим один его интересный и необычный аспект.

-2

Что мы доподлинно знаем об экзотических особенностях автомобильных пристрастий китайского автолюбителя? Пожалуй, более-менее широкую известность получил тот факт, что, имея возможность приобрести премиальный автомобиль, китайцы предпочтут его удлиненную, так называемую лонг-версию. В этом контексте наиболее интересно понаблюдать за поведением европейских автопроизводителей, чьи маркетинговые стратегии, по крайней мере до недавнего времени, считались весьма консервативными – производители весьма неохотно расширяли свои модельные линейки.

Казалось бы – нет проблем, наряду с «обычными» семерками BMW, S-klasse от Mercedes и A8 от Audi довольно давно существуют их удлиненные версии. Действительно, эти автомобили пользуются большим спросом и в Китае, но премиум всегда остается уделом немногих – его аудитория по объективным и понятным причинам крайне невелика.

Следующая ниша – бизнес-класс. Спрос диктует предложение – и вот уже более 10 лет на дорогах Поднебесной можно наблюдать множество своеобразных «бизнес-лимузинов».

Чем же обусловлена такая любовь именно к удлиненным седанам? На страницах интернет-форумов, посвященных китайскому автопрому, куча шуток сомнительного качества по поводу длинноногих китайцев, так что вопрос о любви китайского потребителя именно к таким автомобилям уже давно перешел в категорию риторических. Просто любят. По той же причине, по которой состоятельный российский горожанин покупает огромный люксовый внедорожник – таковы национальные совокупные представления о комфортном автомобиле и престижности бренда, подчеркивающего статус владельца. При этом важно заметить, китайский потребитель ценит комфорт не только и даже не столько для себя, сколько для своей семьи, располагающейся обычно на заднем диване. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что персональный водитель в Китае – явление крайне распространенное.

Кстати, такие автомобили наиболее востребованы в комплектациях, максимально приближенных к топовым. Примечательно, что к традиционному кожаному салону и дорогой аудио-системе в качестве обязательного имиджевого элемента добавляется панорамный люк. Что, к слову, довольно легко подтверждается цифрами – по данным компании Webasto, лидирующей на рынке производителей автомобильных люков и панорамных крыш, в 2018 году панорамными люками было укомплектовано практически все автомобили BMW 5 серии, Ford Mondeo, Skoda Octavia, а также большинство автомобилей KIA.

Бесспорно, в Китае крышной люк или панорамная крыша воспринимаются как продукт премиум-потребления. Но парадоксальным образом они фактически перешли в категорию неотъемлемых элементов обычного автомобиля. Что опять же подтверждается производственной статистикой – местные производители FAW, SMC и Changan с большим удовольствием комплектуют свои автомобили крышными системами – практически все Changan CS75, больше двух третей FAW D003 и больше половины SMC 350 имеют панорамный люк.

Так что, резюмируя, можно с известной степенью уверенности говорить, что китайцы действительно любят «лонги», причем с люками. Ну а если не «лонг», то уж хотя бы как минимум с панорамным люком.

США. Удобно и красиво.

Обойдемся без лишних вступлений – самый продаваемый автомобиль в США по итогам 2018 года – Ford F-серии. Только вдумайтесь: самым популярным автомобилем с результатом в 900 тыс. проданных машин в стране с населением 300 млн. человек становится тринадцатая по счету итерация Форда F-серии… Этим, собственно говоря, сказано если не все, то уж точно многое. Давайте прибавим Сhevrolet Silverado с его второй строчкой в рейтинге самых продаваемых автомобилей и результатом в без малого 585 тысяч машин… В общем, если коротко - в Штатах любят пикапы.

-3

Конечно, важно оговориться. Пикапы сверхпопулярны далеко не в каждом штате. Самый показательный пример – Техас, где продается каждый 10-й продаваемый в стране пикап. Тем не менее, даже в географии потребления тренд меняется и пикапы начинают постепенно завоевывать «субурбию» - состоятельный американский пригород, характерный для штатов с высоким уровнем урбанизации.

Примерно с середины 80-х пикап в США перестал восприниматься как исключительно утилитарный, коммерческий автомобиль. Любителям кино достаточно вспомнить умопомрачительный черный Toyota SR5 из трилогии “Назад в будущее”. И пусть экранного времени этому автомобилю, по сравнению с легендарным DeLorean, досталось всего ничего - лично мне казалось, что именно этот автомобиль достоин того, чтобы о нем мечтать.

Итак, пикап из категории удобного грузовичка переходит в категорию lifestyle автомобилей. Его владелец молод, активен, увлечен спортом (зачастую требующим перевозки громоздкого инвентаря). С этого времени начинается триумфальное шествие пикапов к сердцам и кошелькам американских потребителей, продолжающееся по сей день.

Сейчас автомобили с этим типом кузова стали воплощением торжества потребительского консенсуса и поистине золотой жилой для автопроизводителей. С одной стороны, это все еще эффективные рабочие лошадки на каждый день. С другой, их оснащение фактически переместило пикапы в категорию премиальных автомобилей: здесь и цифровые приборные панели, и системы помощи при парковке, и какое-то немыслимое количество внешних камер, и в обязательном порядке крышные люки (кстати, в прошлом году даже возник конфуз, связанный с тем, что дилеры в течение какого-то периода не могли удовлетворить зашкаливающий спрос на пикапы именно с люками). Так что современный пикап стал практически идеальным семейным автомобилем для многих тысяч американских домохозяйств.

Конечно, это далеко не все факторы, влияющие на популярность пикапов. Не стоит забывать о низкой цене на бензин в США. Немаловажным фактором является и специфика законодательства в области токсичности. Точнее, отсутствие единых норм, распространяющихся на все штаты без исключения – в Калифорнии и уже упомянутом Техасе они разные.

Как бы там ни было, получается, что при более-менее детальном рассмотрении любовь американцев к пикапам уже как минимум не кажется странной. Более того, она абсолютно укладывается в последовательное и рациональное потребительское поведение.

Европа. Экономия с изюминкой.

С Европой все более-менее понятно. Лично у автора этого материалы был такой случай. Будучи как-то в отпуске в Португалии, я своими глазами увидел припаркованный возле торгового центра автомобиль Lexus IS, оснащенный дизельным двигателем и механической коробкой передач. По меркам России – в чистом виде экзотика. Так что с Европой все действительно понятно и Америку мы в данном случае не открываем – наибольшей популярностью там пользуются небольшие экономичные автомобили, как правило в кузове хэтчбек. Данные по Западной Европе за 2018 год: продано более 450 тыс. Volkswagen Golf, почти 450 тыс. Renault Clio, чуть более 300 тыс. Ford Fiesta. И это только несколько примеров. Далее по списку также далеко не премиальные седаны и люксовые внедорожники.

-4

Оснащенность автомобиля в данном случае также не отличается роскошью. Одним словом – сплошная оптимизация. Однако важно отметить, что кое-какое послабление рачительные европейцы в этом вопросе себе все же позволяют. Так, опять же по данным Webasto, устойчиво растет спрос на автомобили с люками и панорамными крышами. И европейцев можно понять. Иметь оснащенный какой-либо крышной конструкцией автомобиль в целом, конечно, в разы приятнее: машина смотрится более элегантной и роскошной, а поездка на авто начинает ощущаться и восприниматься по другому. И европейский потребитель, предпочитая в целях экономии тяжелое топливо, механику и общую скудную оснащенность, по всей видимости, готов заплатить за этот «элемент роскоши» один раз – дальнейших затрат и дополнительного обслуживания в данном случае не требуется.

Так что ничто человеческое прижимистым европейцам не чуждо. Такая вот «экономия с изюминкой».

Россия. Накопи и купи.

В заключение – пара слов о России. Говорить о предпочтении российским массовым потребителем определенного типа автомобиля, ориентируясь на показатели продаж, пожалуй, достаточно проблематично. У нас в лидерах Lada Vesta и Lada Granta, чей успех все-таки обусловлен в первую очередь ценой. А если приплюсовать также внушительные показатели продаж прочих Lada, преимущество Автоваза кажется просто незыблемым.

Однако стоит отметить, что в TOP-30 по продажам за прошлый год ровно 10 позиций принадлежат кроссоверам всех мастей. Так что «вкусовой» тренд на лицо. В России любят внедорожники. Возможно, по причине специфических климатических условий, возможно, ввиду качества дорог. Как бы там ни было, уверен, при увеличении платежеспособности населения мы бы увидели совершенно другой рейтинг.

-5

Кстати, мода на люки, по крайней мере в сегменте премиальных внедорожников, для России также характерна. Может быть это говорит подсознательное желание продлить световой день? Или чаще обращать свой взор на звездное небо…

Вот такая автомобильная география.