Кроссоверы сегодня выпускают все. Ну или почти все. Большие и маленькие — пачками. Поголовное увлечение автомобилями этого класса привело к тому, что даже Rolls-Royce и Bentley не остались в стороне от общемирового тренда. И только наша Lada «сидит и не чешется». Почему?
У самой популярной отечественной марки есть только один автомобиль категории SUV – Lada 4x4 (всякие там «Кроссы» - не в счет; Lada Xray - тоже). Похоже, что только поддерживаемый на вазовскую «Ниву» спрос удерживает автопроизводителя от того, чтобы не отправить эту модель «на свалку истории» (ее выпускают уже более 40 лет). Да, АВТОВАЗ с 2012 года обещает нам 4x4 нового поколения, но каких-то сверхмощных усилий для того, чтобы приблизить появление новинки, не предпринимает. Что происходит?
Как сообщают «Известия» со ссылкой на официального представителя АВТОВАЗа Оксану Вершинину, «приоритетной задачей для компании было и остается непрерывное расширение и обновление модельного ряда, вывод автомобилей с точки зрения дизайна на принципиально иной уровень». Модельный ряд, да, расширяется. Но кроссоверов в числе новых моделей нет.
Первое объяснение тому, что Lada не торопится с разработкой новых автомобилей категории SUV, - сосредоточение всех имеющихся сил на лидерство по продажам автомобилей B-класса. Действительно, здесь сегодня у Lada конкурентов нет. Вообще-то они есть, но их доля на рынке сокращается, в то время как продажи Lada Granta, к примеру, все время растут.
Объяснить это можно мощной производственной, финансовой, маркетинговой, рекламной (да какой угодно) политикой автопредприятия. А можно сослаться на непрекращающийся рост цен на новые автомобили, в связи с чем у россиян не хватает денег даже на то, чтобы купить новый Hyundai Solaris или Kia Rio. Разве что «Ладу Гранту» - да и то, с трудом…
Согласно другой теории, Lada не торопится вбрасывать на рынок новые модели кроссоверов и внедорожников из-за… протекционистской политики Renault. Автоальянс, в который входит АВТОВАЗ, не торопится создавать конкурентов своим моделям. Кто знает, куда пойдут продажи Renault Duster и Renault Kaptur, если на рынке вдруг появятся аналоги от АВТОВАЗа.
Эксперты уверены: пока на рынке есть Renault Duster и продажи этой модели остаются высокими, нового компактного кроссовера от Lada не будет. Это означает, что судьба кроссоверов марки Lada на данный момент целиком и полностью зависит от стратегии Renault в России. А сейчас она заинтересована лишь в том, чтобы эксплуатировать существующий модельный ряд Lada (включая расширение присутствующих на рынке семейств).
В стратегии развития АВТОВАЗа до 2026 года указывается на выпуск восьми новых моделей и девяти обновленных. Будут ли среди них автомобили категории SUV, неизвестно. Дай бог, чтобы в течение ближайших пяти-семи лет мы с вами увидели новую Lada 4x4.