Найти тему
Умная безопасность

"Береги ДНК смолоду": доверять ли геномные данные частным компаниям?

Изображение: Sergey Nivens; Shutterstock
Изображение: Sergey Nivens; Shutterstock

Общедоступный сервис ДНК-генеалогии "GEDMatch" изменил для правоохранительных органов правила использования своей базы генетических профилей. До этого времени полиция беспрепятственно использовала геномную базу "GEDMatch" для расследования серии давних тяжких преступлений (убийств). Однако эксперты опасаются, что этот шаг "GEDMatch" не поможет, а, наоборот, может навредить усилиям по защите персональной геномной информации, хранящейся в базах данных частных компаний, пишет издание "Science News".

Судебно-генетическая генеалогия - использование полицией генетических баз данных для поиска потенциальных подозреваемых через известные образцы ДНК их родственников впервые привлекла широкое общественное внимание в качестве инструмента борьбы с преступностью в апреле 2018 года. Именно тогда полиция использовала этот метод для установления личности серийного убийцы "Голден Стэйт" Джозефа Джеймса ДеАнджело, который терроризировал Калифорнию множеством убийств, изнасилований и нападений в 1970-х и 80-х годах.

Узнать об этом больше: "Генетическое "отслеживание": ДНК приведёт к каждому". Читать

Этот прецедент открыл двери и для других расследований, и с тех пор метод использовался для обвинения по меньшей мере 50 человек (включая трех женщин) в убийствах или изнасилованиях по делам, которые затронули более 90 человек. Суд присяжных должен начаться 11 июня в суде над Уильямом Эрлом Тэлботтом II, обвиняемым в убийстве молодой канадской пары в 1987 году, который был одним из первых людей, арестованных на основе генетического поиска по открытым базам данных. По меньшей мере еще три человека, выслеженные на основе генетических поисков, уже были осуждены за свои преступления и приговорены к тюремному заключению сроками до 80 лет.

Большинство из этих случаев были раскрыты, когда полиция сопоставляла часть ДНК с мест преступлений с информацией, хранящейся в базе данных открытого бесплатного генетического сервиса "GEDMatch", в котором люди свободно могут загружать данные ДНК. При удачном стечении обстоятельств, полиции удавалось обнаруживать совпадения ДНК с дальними родственниками подозреваемых в совершении преступлений. После этого генетические генеалоги использовали записи о рождении, смерти и т.д. для построения родословных, которые давали следователям основу для направленных следственных действий. Наконец, тайный сбор ДНК подозреваемых из выброшенных сигарет, салфеток, чашек и других предметов давал следователям основания для ареста подозреваемых.

В течение года "GEDMatch" предоставлял полиции свободный доступ к базе данных генетической информации пользователей сервиса для расследования особо тяжких преступлений - изнасилований и убийств. До тех пор, пока не произошел случай с подростком, который не был ни тем, ни другим. Этот 17-летний житель Юты обвиняется в нападении при отягчающих обстоятельствах и краже со взломом: якобы он ворвался в церковь и задушил пожилую служительницу до потери сознания. Полиция запросила разрешение на поиск в базе данных ДНК на предмет совпадений с кровью, оставленной на разбитом окне и дверной ручке на месте преступления. И поскольку, по словам соучредителя "GEDMatch" Кертиса Роджерса, "это было насильственное преступление.. женщина была оставлена ​​на смерть. Я был убежден, что ... другие люди, вероятно, были в опасности", полиции разрешили использовать базу данных сервиса, который привел к аресту подростка.

Решение "GEDMatch" предоставить полиции доступ к своим данным для расследования не особо тяжкого преступления, которое было принято без уведомления пользователей базы данных, вызвало протест ряда пользователей и экспертов по вопросам прав и конфиденциальности, и обвинения в том, что сервис встал на "скользкий путь к безудержному использованию" личных данных правоохранительными органами, даже при расследовании незначительных, ненасильственных преступлений. После этого протеста, 18 мая, база данных ограничила доступ полиции, установив для всех учетных записей пользователей по умолчанию запрет на использование их данных при поиске правоохранительными органами. При этом, если пользователи захотят предоставить свои данные для полицейского поиска, они смогут установить разрешение в настройках своей учетной записи. "Мы не пытались препятствовать работе правоохранительных органов", - сказал Роджерс, - "В долгосрочной перспективе мы пытались укрепить всю область генетической генеалогии, приняв меры по обеспечению конфиденциальности".

Но в то же время, когда Роджерс и его партнеры интегрировали опцию "согласие/не согласие на участие", они также расширили определение "насильственного преступления" в условиях использования сервиса, включив в него не только особо тяжкие преступления, но и непреднамеренное убийство, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах, что позволяет полиции использовать метод в самых разных случаях.

Кроме того, условное блокирование доступа к "GEDMatch" может просто привести полицию на другой общедоступный ген-генеалогический сервис, например, "FamilyTreeDNA". Причем "FamilyTreeDNA" уже заявляла, что предоставит полиции доступ к своей базе данных с более чем 2 миллионами профилей ДНК. Но "Parabon", основная криминалистическая компания, с которой полиция работала для проведения своих поисков, не может пользоваться этими данным из-за технической несовместимости методов тестирования, уточняли представители "FamilyTreeDNA".

К чему "приводят мечты" генетических компаний в США:
"Онлайн сервис ДНК-генеалогии привел к преступнику, спустя 40 лет". Читать
"Коммерческие" базы ДНК: масштаб впечатляет". Читать

В России активно формируется коммерческой геномики. Недавно издание "Forbes" подробно рассказало об одном из лидеров российского рынка - компании "Genotek", - сейчас уже солидного бизнеса, выросшего из студенческого проекта выпускника МГУ Валерия Ильинского и его партнеров. Сегодня "Genotek" привлекает внимание инвесторов: в 2016-м в компанию инвестировал $2 млн инвестиционный пул с участием экс-руководителя администрации президента России Александра Волошина и гендиректора "Русагро" Максима Басова, а в 2017-м — $1 млн холдинг «Фармстандарт». Оборот "Genotek" утраивается год к году уже на протяжении четырех лет, утверждает Валерий Ильинский. По данным "СПАРК", в 2017-м совокупная выручка двух юрлиц, связанных с "Genotek", составила порядка 150 млн рублей, а чистая прибыль – более 40 млн рублей.

Сейчас основное число клиентов компании появляются по двум моделям: "ради интереса" и "для лечения" заболеваний. 80% выручки "Genotek" в России обеспечивают частные клиенты, 20% - медицинские учреждения. Через партнеров компания предоставляет услуги в 16 странах СНГ и Европы, в том числе в Италии, Австрии и Польше. Расценки на рынке коммерческой геномики в последние годы не падают, полная расшифровка теста от "Genotek" сегодня стоит 240 000 рублей. Более дешевые услуги, например, анализ лишь тех участков ДНК, которые имеют клиническую значимость, значительно дешевле - от 9000 рублей, утверждает Ильинский.

Главными российскими конкурентами компании являются проекты коммерческой генетики "Atlas", "MyGenetics" и "Мой ген".

Понравился пост? Поставьте 👍 или поделитесь им в социальной сети, чтобы мы могли рассказать ещё больше о новых технологиях.
Полная лента новостей - на телеграм-канале "Умная безопасность" (@smartsafecity).