Советская сатира времен Великой Отечественной войны беспощадно высмеивала фашистских оккупантов. Кому не известны, например, антигитлеровские карикатуры Кукрыниксов и других художников «Крокодила». Однако мало кто знает, что и по ту сторону фронта существовала сатирическая печать на русском языке. При поддержке немцев в Смоленске (впоследствии Минске) издавался журнал «Бич», едко издевавшийся над советским режимом.
Антисоветская пресса на оккупированной территории
Гитлеровцы были заинтересованы в лояльности русского населения, и не последнюю роль здесь играла пропаганда. На оккупированной территории СССР издавались десятки газет и журналов. В основном это были достаточно скучные издания, заполненные новостями с фронта. На данном фоне выделялся ежемесячный журнал «Бич». Его редактор, Константин Долгоненков, взял достаточно традиционное название. «Бич» печатался, например, в Петрограде в «горячие» 1916-1918 годы и в Париже в эмигрантской среде в 1920-х годах.
Не случайно издание возродилось в 1942 году в Смоленске. По мнению историков, этот город можно назвать «литературной столицей» оккупированной территории. В Смоленской области под властью немцев осталось 1,5 млн человек, не успевших эвакуироваться. Вместе с Минской, Могилевской и Орловской областью Смоленщина составляла так называемую область «Митте», где параллельно немецким комендатурам существовало гражданское самоуправление.
Отметим, что «Бич» стал первым, но не единственным сатирическим журналом, печатавшимся под немецкой властью. В той же области «Митте» выходили менее известные «Жидомор» (Смоленск) и «Жало» (приложение к орловской газете «Речь»). Также геббельсовское ведомство издавало отдельные брошюры, например, сборники антисоветских народных частушек.
Удары «Бича»
«Бич» позиционировал себя как «журнал сатиры и юмора», хотя шуток, свободных от политической «злобы дня», в нем было довольно мало. «Журнал "Бич" едко и беспощадно, фактами, взятыми из жизни, разоблачает черные проделки ненавистных врагов. Отточенное перо сатирика и юмориста делает большое дело. "Бич" пользуется и будет пользоваться большой популярностью у читателей», - так писала газета того же Долгоненкова «Новый путь», издававшаяся смоленской городской управой.
Авторы «Бича» предпочитали не называть своих настоящих имен, скрываясь за литературными масками. Например, на страницах журнала регулярно высказывался «заслуженный комментатор Авдей Авдеевич Авдеев». Именно комментарии к новостям, приходящим из СССР и стран антигитлеровской коалиции, составляли львиную долю содержания журнала. «Бич» высмеивал буквально каждую мелочь. Например, «потрясающего хохота», по мнению его авторов, было достойно сообщение о шести ирокезских племенах, которые объявили войну Германии.
Главным объектом критики в каждом номере был Сталин. Он изображался кровожадным черноусым карликом, крайне лживым и двуличным. В отличие от уродливых карикатур на большевистских вождей, русские солдаты, погибающие на фронте, прорисовывались в уважительной манере. Журналисты «Бича» высмеивали реальные штампы «культа личности», хорошо памятные бывшим советским гражданам. Например, пародией на советские радиопередачи были «стихи Джамбамбула, посвященные нашему умному, мудрому, гениальному, сверхгениальному, чересчур гениальному товарищу Сталину».
Издание имело сильный антисемитский уклон, оно писало о влиянии евреев не только на Советский Союз, но и на страны «западной демократии». Политическая сатира изредка разбавлялась анекдотами, явно перепечатанными из дореволюционных изданий, с характерными оборотами речи («сударь, «барин»).
После освобождения Смоленска в 1943 году «Бич» стал издаваться в столице Белоруссии. Последние номера вышли, по-видимому, в первой половине 1944 года. После того, как Минск был взят Красной Армией, издавать журнал уже не имело смысла, так как немцы покинули почти все русскоязычные территории. Редактор-коллаборационист, Константин Долгоненков, уехал в Германию вслед за отступающими немцами, он умер в Мюнхене в 1980 году.