Успешное функционирование и прибыль подразделения или предприятия зависят не только от уровня знаний руководителем технологических особенностей создания продукции. Управленец работает прежде всего с людьми, поэтому он прежде всего должен уметь создать уважительную атмосферу, "слышать подчиненных".
Вот несколько простых психологических приемов, которые должен знать и применять управленец:
- Ставьте подчиненным разумные сроки выполнения поставленных задач. Авральные темпы работ чаще всего приводят к некачественным результатам. Определять слишком много времени на выполнение задач - прямая демотивация: будете платить зарплату за время простоя. Именно поэтому в СССР существовало такое понятие, как Научная организация труда. Это когда секундомером засекали время, необходимое для выполнение операции.
- Выслушайте мнение подчиненного сразу после постановки задачи. Вполне возможно, что опытный сотрудник подскажет способ наилучшего исполнения. Дайте работнику проявить разумную инициативу. Ведь не зря в том же СССР всячески поощрялось рационализаторское движение.
- Категорично запрещается оскорбляющее, уничижительное отношение. Фразы "Повторяю для тех, кто на бронепоезде", "Специально для тупых" и тому подобные следует изъять из лексикона. Если переспрашивают - значит хотят убедится в правильности понимания поставленной задачи.
- Проблемы персонала - это Ваши проблемы. Просто потому, что Вы - руководитель. Это не означает, что Вы должны становиться нянькой или сиделкой для родственников работников. Достаточно просто понимания проблем, трудностей, предложения помощи. Возможно, потребуется пересмотреть график рабочего времени в индивидуальном порядке. Поверьте, благодарные сотрудники работают гораздо лучше, ибо понимают, что на другом месте могут и не получить подобных льготных условий.
- Не стоит угрожать сотруднику увольнением. Хотите уволить - увольте сразу. Человек, которому Вы угрожаете, никогда не будет работать на Вас с полной отдачей. Это в лучшем случае. В худшем - будет саботировать
- При ошибке или сбое в работе дайте работнику объяснить произошедшее. Если сбой произошел из-за недостатков в производственном процессе - пересмотрите регламенты, устраните причины. Если Вы знали, что могло произойти и не предприняли никаких упреждающих мер, случившееся - это полностью Ваша вина.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не критикуйте сотрудника перед его подчиненными. Хотите высказать что у Вас накипело - сделайте это с глазу на глаз. Что-бы выполнять задачи по руководству вверенным ему подразделением, он должен оставаться ответственным управляющим, а не примерять образ "мальчика для битья".
В общении с сотрудниками будьте вежливы и корректны. Вместе с тем держите дистанцию как руководитель. При выполнении этих рекомендаций Вы добьетесь точного выполнения подчиненными своих обязанностей, разовьете у них разумную инициативу, будете пользоваться заслуженным уважением.