В мире музыки есть такое уникальное явление, как роговой оркестр, продукт исключительно русской музыкальной культуры, "русское чудо", как называли его иностранцы.
Всем известно, что люди начали использовать рог с доисторических времен. Что заставило первобытного человека отложить палку-копалку и подудеть в рог, да еще и вызвать восторг у своих сородичей, никто не знает. Да и не важно. Важно, что такой несложный музыкальный инструмент, как рог, сопровождал человека всегда и повсеместно. Пастухи, охотники, вожаки, пионеры всех времен дудели в рога, рожки, горны (от нем. horn-рожок), фанфары. Но только в императорской России, в середине 18 века из разрозненных охотничьих рогов получился слаженный музыкальный коллектив - роговой оркестр.
Его созданию мы обязаны обер-егермейстеру Семену Кирилловичу Нарышкину, автору идеи, и капельмейстеру Придворного оркестра Яну Марешу, смастерившему необходимое количество медных конических труб с загнутыми концами, разного размера, с мундштуком валторны. Сложность состояла в том, что каждая такая труба издавала звук только одной высоты и, следовательно, инструментов нужно было много. В результате был достигнут диапазон звучания оркестра в 2 октавы.
Первое выступление рогового оркестра состоялось в 1751 году и имело колоссальный успех при дворе. Очень скоро роговая музыка получила широкое распространение не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России.
Следующие почти 100 лет - расцвет роговой музыки в Российской Империи. В этот период без выступления роговых оркестров нельзя себе представить ни придворных балов, ни дипломатических приемов. В каждой дворянской усадьбе был свой роговой оркестр, состоящий из музыкально одаренных крепостных крестьян.
Звучание рогового оркестра многие сравнивали с органной музыкой, за ним даже закрепилось второе название "живой орган" .
Всю вторую половину 19 века интерес к роговой музыки то падал, то снова возрастал, но к началу 20 века роговые оркестры, как громоздкие и дорогостоящие, были повсеместно упразднены, уступив место духовым и симфоническим.
Казалось, что секреты изготовления медных рогов утрачены навсегда, не у кого учиться исполнительскому мастерству, даже ноты потеряны. Но, в нашем электронном 21 веке, вопреки всему, ценой титанических трудов упрямых энтузиастов, старинная роговая музыка, как птица-феникс, возродилась в своем родном Санкт-Петербурге. По образцам инструментов 19 века, хранящихся в Музее театрального и музыкального искусства в Шереметьевском дворце, были воссозданы и несколько модернизированы медные инструменты. Современные рога позволяют играть в диапазоне 4-х октав, а не двух, как раньше.
Сейчас в городе успешно концертируют и гастролируют по всему миру два музыкальных коллектива "Русская роговая капелла" под управлением Сергея Песчанского и "Российский роговой оркестр" под управлением Сергея Поляничко.