Что вы представляете себе, когда слышите или видите SPA? Набираете в поиске SPA и в первой строке результатов ― «Сандуновские бани». Остальные результаты - из той же оперы. А мы хотим поговорить про Smart Process Applications.
Итак, что же это такое?
Приложения смарт-процессов Smart Process Applications (SPA) - часть нового поколения интеллектуальных информационных приложений. Они используют вычислительные возможности и искусственный интеллект для извлечения информации из контента, связанного с бизнес-процессами. А потом уже эту информацию используют для выбора, изменения или перенаправления следующих шагов в рабочих процессах (workflow).
Ключевые возможности смарт-процессов:
- Данные о деятельности предприятия (импортируемые из других систем или создаваемые внутри смарт-процессов, в том числе с помощью роботов RPA)
- Платформа совместного взаимодействия, в которой сотрудники могут создавать контент, необходимый для их работы
- BPM для определения и выполнения шагов, участвующих в бизнес-процессе
- Оцифровка документов и возможности управления документами
- Встроенные аналитические инструменты
Аналитик Forrester Крейг Ле Клэр, эксперт по BPM (Business Process Management) и приложениям смарт-процессов, рассматривает SPA в контексте обеспечения гибкости бизнеса, цифрового переворота (digital disruption), оцифровки документов, управления корпоративным контентом (ECM) и бизнес-аналитики (BI).
Быть хорошим в том, что вы делаете, важно, но уже недостаточно, - говорит Ле Клэр. - Предприятия должны быть гибкими в двух направлениях: понимание и исполнение.
Кроме того, гибкость бизнеса требует совершенства в десятке измерений, которые охватывают всё предприятие. Из этого десятка показателей гибкости бизнеса пять касаются процессов:
- бизнес-аналитика
- гибкость инфраструктуры
- архитектура процессов
- программные инновации
- продажи / цепочки поставок.
Именно в этих областях, ориентированных на процессы, вступает в игру внедрение приложений смарт-процессов - Smart Process Applications
Термин Smart Process Applications введен компанией Forrester Research в качестве новой категории прикладного программного обеспечения для поддержки деятельности бизнеса. Категория трудоемкая, сильно изменчивая, слабо структурированная и подверженная частым изменениям.
Президент AIIM Джон Манчини описывает приложения смарт-процессов как комбинацию облачных (SaaS), мобильных, социальных и аналитических инструментов, которые меняют характер взаимодействия, позволяя по-настоящему приоткрыть все белые пятна наших бизнес-процессов.
Результаты опроса AIIM:
- Только 7% опрошенных живут с адаптивными и умными рабочими процессами, а еще 12% экспериментируют с ними. 45% чаще используют фиксированные рабочие процессы, а у 36% очень мало процессов, управляемых автоматически.
- Из тех, кто использует смарт-приложения, 41% достиг успешных результатов. 52% считают, что результаты являются многообещающими, но об этом ещё рано говорить. Самые большие проблемы с внедрением SPA - настройка правил и обработка сложных исключений.
- Наибольшие преимущества - более быстрое и последовательное взаимодействие с клиентами и ускорение процессов обработки. Сотрудники ценят гибкость, и адаптивные системы значительно облегчают реагирование на нормативные изменения.
- 22% имеют специальную систему Case Management, и 16% - выделенную BPM-систему. 42% в настоящее время используют workflow в своих ECM-системах для управления процессами, 20% имеют заказную систему или на базе промежуточного ПО (middlware).
- Наиболее важными функциями современной системы Case Management являются гибкие workflow, комплексный мониторинг, аналитика и отчетность. Также важны прямая оцифровка документов из входящих потоков, выделение именованных объектов и сущностей, а также проверка документов на основе лексических шаблонов и правил.
- Автоматическая классификация на основе методов машинного обучения, и автоматическое распознавание и маршрутизация входящего контента являются желательными функциями для 80% респондентов, хотя сейчас это работает только у 7%. Маршрутизация файлов по идентификатору клиента, автоматический мониторинг и оповещения также очень популярны - у 20% есть это уже сейчас.
- Большая проблема с текущими решениями - отсутствие единого представления о клиенте из-за параллельного хранения данных в нескольких системах. После электронной почты, СЭД, а также системы управления основной деятельностью предприятия и ERP-системы являются наиболее важными для интеграции в смарт-процессы.
- 55% нуждаются в просмотре контента на мобильных устройствах, но 50% из них также считают необходимым иметь возможность удалённо взаимодействовать с рабочими процессами и добавлять комментарии. 41% необходимо получать документы, подписи и фотографии.
- По результатам исследования, - в целом, пользователи увеличат затраты на все аспекты приложений смарт-процессов в течение следующего года, в частности, заказную разработку, документооборот, BPM, RPA и расширение возможностей существующих ECM.
Смарт-процессы - это технологии, которые, благодаря автоматизации и использованию интеллектуальных технологий, освобождают человека от рутины, решают бизнес-задачи и помогают принимать верные решения.
По словам Германа Грефа к 2025 году Сбербанк может сократить половину сотрудников благодаря переходу услуг в цифровую сферу. Больше всего «пострадают» менеджеры среднего звена — уступить свои должности роботам могут до 70% работников этого уровня.