Найти тему
ПРО искусство

Распознаватель. Древнегреческая скульптура

КОГДА ЭТО БЫЛО?

XII—IV века до н. э

ГДЕ ИСКАТЬ?

На территории современной Греции, Италии и ещё много где, ибо скульптуру охотно растаскивают все знаменитые и мало-мальски известные музеи мира.

ЧТО ВАЯЛИ?

Статуэтки и статуи (жен. — кора, муж. — курос), амфоры (сосуды), барельефы и рельефы фронтонов, фризов и надгробий.

А СКУЛЬПТОРЫ КТО?

Пракситель (его работы чаще всего копировали римляне), Лисипп (известен наибольшим натурализмом) и Скопас (первый начал ваять из мрамора) — триада величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Мирон из Елевфер (не путать с Мироном Фёдоровым) — автор «Дискобола», Эндой (не путать с Энджоем) — автор практически всех «Афин», Харес — автор Колосса Родосского (7 чудес Света), Фидий — автор Зевса (7 чудес Света) и самой большой Афины, Аполлоний Тралесский — автор «Казнь Дирки» (скульптура тиражировалась везде: от фресок до монет).

А МОЖНО ВСЕХ ПОСМОТРЕТЬ?

ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД

XII—VIII века до н. э.

Статуэтки Олимпии

Монументальная скульптура не сохранилась, зато археологи тут и там находят, словно «киндер-сюрприз», маленькие статуэтки из терракоты, бронзы и слоновой кости.

1 — конь, 2 — Геракл и кентавр, 3 — Зевс
1 — конь, 2 — Геракл и кентавр, 3 — Зевс

АРХАИКА

VII—VI века до н. э.

Кора и курос

Греки долго думали-думали и, наконец, придумали высекать скульптуры из камня. И не просто, а с физиологическими подробностями. Правда женщин (кор) стыдливо прикрыли драпировками, зато мужчин (куросов) изображали во всей красе. Практически шло соревнование — больше, выше, длиннее. Но это не из-за психических расстройств (привет Фрейду), а от любви к плодородию.

1 — курос, 2 — кора
1 — курос, 2 — кора
Курос «Пирейский Аполлон». Пирей, Греция
Курос «Пирейский Аполлон». Пирей, Греция

Рельефы и барельефы

Так же греки придумали объёмное изображение — рельеф, который давал большой простор для творчества. Ведь на обширной плоскости куда как удобнее изображать мифологические сюжеты и супергеройские подвиги.

Фронтон храма Артемиды. Керкир, о. Корфу, Греция
Фронтон храма Артемиды. Керкир, о. Корфу, Греция
Рельефный фриз на Сокровищнице Сифносцев. Дельфы, Греция
Рельефный фриз на Сокровищнице Сифносцев. Дельфы, Греция

РАННЯЯ КЛАССИКА

V—IV века до н. э

Статуи

«Даёшь реализм» — девиз греков ранней классики. Скульпторы ищут новые формы, а их шедевры становятся мягче и более очеловечены, но ещё не совсем живые. Поэтому появляются новые жанры, как бытовой, когда ваяли не о Высоком, а об обыденном.

скульптура «Возничий». Дельфы, Греция
скульптура «Возничий». Дельфы, Греция
скульптура «Раненый воин» с западного фронтона храма Афины на о. Эгин. Мюнхен, Германия
скульптура «Раненый воин» с западного фронтона храма Афины на о. Эгин. Мюнхен, Германия
скульптура «Раненый воин» с восточного фронтона храма Афины на о. Эгин. Мюнхен, Германия
скульптура «Раненый воин» с восточного фронтона храма Афины на о. Эгин. Мюнхен, Германия
скульпторы Гармодий и Аристогитон (римская копия). Неаполь, Италия
скульпторы Гармодий и Аристогитон (римская копия). Неаполь, Италия
различные римские копии «Дискобола»
различные римские копии «Дискобола»

Рельефы и барельефы

Скульпторы вдохновились архитектурными формами и поняли, что куда круче вписывать свои творения в ритм сооружений, чем просто ваять почём зря. Так и началось взаимодействие скульптуры и архитектуры.

восточный фронтон храма Зевса в Олимпии. Элида, Греция
восточный фронтон храма Зевса в Олимпии. Элида, Греция
метопы храма Зевса в Олимпии. Элида, Греция
метопы храма Зевса в Олимпии. Элида, Греция
метопы храма Зевса в Олимпии. Элида, Греция
метопы храма Зевса в Олимпии. Элида, Греция

ВЫСОКАЯ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

IV век до н. э

Статуи

«Нет предела совершенству!» — новый лозунг древнегреческих скульпторов. Их творения стали ещё более реалистичными и детализованными. Появляются те самые идеальные пропорции тела, к которым до сих пор стремятся все девушки на земле. Правда у Афродиты были 86-69-93, а легендарные 90-60-90 будут намного позже у Мерлин Монро. Но что там эти ± сантиметры.

раненая амазонка. Лувр, Париж
раненая амазонка. Лувр, Париж
Афродита с о. Милос (позднее римская копия Венера Милосская). Лувр, Париж
Афродита с о. Милос (позднее римская копия Венера Милосская). Лувр, Париж
Афина Парфенос. Афины, Греция
Афина Парфенос. Афины, Греция
статуя Юпитера (копия с фигуры Зевса в Олимпии). Санкт-Петербург, Россия
статуя Юпитера (копия с фигуры Зевса в Олимпии). Санкт-Петербург, Россия
Геракл, борющийся со львом (копия скульптуры Лисиппа). Санкт-Петербург, Россия
Геракл, борющийся со львом (копия скульптуры Лисиппа). Санкт-Петербург, Россия
Деметра и Персефона с восточного фронтона Парфенона. Лондон, Великобритания
Деметра и Персефона с восточного фронтона Парфенона. Лондон, Великобритания
Дионис с фронтона Парфенона (сейчас уже отдельно от храма находится в Британском музее). Афины, Греция
Дионис с фронтона Парфенона (сейчас уже отдельно от храма находится в Британском музее). Афины, Греция
сохранившиеся фигуры на восточном фронтоне Парфенона. Афины, Греция
сохранившиеся фигуры на восточном фронтоне Парфенона. Афины, Греция
Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского. Ватикан
Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского. Ватикан

Рельефы и барельефы

Не такие круглые, как скульптуры, но все же не менее объёмные реалистичные.

Ника, завязывающая сандалию из храма Ники Аптерос (Бескрылой победы). Афины, Греция
Ника, завязывающая сандалию из храма Ники Аптерос (Бескрылой победы). Афины, Греция
Фриз храма Ники Аптерос. Афины, Греция
Фриз храма Ники Аптерос. Афины, Греция
Фриз храма Аполлона в Бассах. Греция
Фриз храма Аполлона в Бассах. Греция

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц