КОГДА ЭТО БЫЛО?
XII—IV века до н. э
ГДЕ ИСКАТЬ?
На территории современной Греции, Италии и ещё много где, ибо скульптуру охотно растаскивают все знаменитые и мало-мальски известные музеи мира.
ЧТО ВАЯЛИ?
Статуэтки и статуи (жен. — кора, муж. — курос), амфоры (сосуды), барельефы и рельефы фронтонов, фризов и надгробий.
А СКУЛЬПТОРЫ КТО?
Пракситель (его работы чаще всего копировали римляне), Лисипп (известен наибольшим натурализмом) и Скопас (первый начал ваять из мрамора) — триада величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Мирон из Елевфер (не путать с Мироном Фёдоровым) — автор «Дискобола», Эндой (не путать с Энджоем) — автор практически всех «Афин», Харес — автор Колосса Родосского (7 чудес Света), Фидий — автор Зевса (7 чудес Света) и самой большой Афины, Аполлоний Тралесский — автор «Казнь Дирки» (скульптура тиражировалась везде: от фресок до монет).
А МОЖНО ВСЕХ ПОСМОТРЕТЬ?
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД
XII—VIII века до н. э.
Статуэтки Олимпии
Монументальная скульптура не сохранилась, зато археологи тут и там находят, словно «киндер-сюрприз», маленькие статуэтки из терракоты, бронзы и слоновой кости.
АРХАИКА
VII—VI века до н. э.
Кора и курос
Греки долго думали-думали и, наконец, придумали высекать скульптуры из камня. И не просто, а с физиологическими подробностями. Правда женщин (кор) стыдливо прикрыли драпировками, зато мужчин (куросов) изображали во всей красе. Практически шло соревнование — больше, выше, длиннее. Но это не из-за психических расстройств (привет Фрейду), а от любви к плодородию.
Рельефы и барельефы
Так же греки придумали объёмное изображение — рельеф, который давал большой простор для творчества. Ведь на обширной плоскости куда как удобнее изображать мифологические сюжеты и супергеройские подвиги.
РАННЯЯ КЛАССИКА
V—IV века до н. э
Статуи
«Даёшь реализм» — девиз греков ранней классики. Скульпторы ищут новые формы, а их шедевры становятся мягче и более очеловечены, но ещё не совсем живые. Поэтому появляются новые жанры, как бытовой, когда ваяли не о Высоком, а об обыденном.
Рельефы и барельефы
Скульпторы вдохновились архитектурными формами и поняли, что куда круче вписывать свои творения в ритм сооружений, чем просто ваять почём зря. Так и началось взаимодействие скульптуры и архитектуры.
ВЫСОКАЯ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
IV век до н. э
Статуи
«Нет предела совершенству!» — новый лозунг древнегреческих скульпторов. Их творения стали ещё более реалистичными и детализованными. Появляются те самые идеальные пропорции тела, к которым до сих пор стремятся все девушки на земле. Правда у Афродиты были 86-69-93, а легендарные 90-60-90 будут намного позже у Мерлин Монро. Но что там эти ± сантиметры.
Рельефы и барельефы
Не такие круглые, как скульптуры, но все же не менее объёмные реалистичные.