Найти тему
Архитектура

Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах

Оглавление

Самым старым строением в Кижах назвают церковь Воскрешения Лазаря 14-16 веков. Иногда её называют церковью Лазаря Муромского (Мурманского). Оба названия правильные. Считается, что её построил преподобный Лазарь в Свято-Успенском Муромском монастыре (Карелия) в честь воскрешения Лазаря . Она прослыла "чудодейственной исцелительницей от недугов". Каждый год в день летнего солнцестояния, 23-24 июня, к ней съезжалось множество богомольцев.

Архитектурные особенности церкви Воскрешения Лазаря в Кижах

Исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль (1834—1878) писал:

«Церковка эта интересна во многих отношениях: во-первых, она дает понятие о тех микроскопических церквах, которые описывает Олеарий и которые, по его словам, вмещали не более 5–6 человек...".

О древности постройки говорят многие элементы в её конструкции, например, припазовка брёвен: паз находится сверху. В более поздних постройках пазы делали снизу, чтобы вода не попадала и не портила дерево.

При архаичном положении паза в срубе опасность затекания влаги выше.  Фото: http://kartravel.ru/cerkov-voskresheniya-lazarya.html
При архаичном положении паза в срубе опасность затекания влаги выше. Фото: http://kartravel.ru/cerkov-voskresheniya-lazarya.html

Ещё одна деталь - волоковые окна: небольшие отверстия, которые задвигались дощечками.

Волоковое окно церкви Воскрешения Лазаря.
Волоковое окно церкви Воскрешения Лазаря.

Конструкция двери "на пятах" предшествовала появлению знакомых "петельных" дверей. Именно такой конструкции дверь у Лазаревой церкви.

Конструкция двери на пятах. Источник: http://les.novosibdom.ru/node/7
Конструкция двери на пятах. Источник: http://les.novosibdom.ru/node/7

Церковь относится к простейшему клетскому типу построек. Она состоит из трех разношироких клетей с двускатными крышами разных уклонов и высот. Клетские сооружения - самые древние. С них начинается русская деревянная архитектура.

Средняя клеть — собственно церковное помещение, выше других, имеет крышу с более крутыми скатами, увенчанную лемеховой главкой с крестом.

Новая главка церкви Воскрешения Лазаря. Старая хранится в музее. Фото: http://www.museum.ru/alb/image.asp?21024
Новая главка церкви Воскрешения Лазаря. Старая хранится в музее. Фото: http://www.museum.ru/alb/image.asp?21024

Церковь очень проста, в ней есть пропорциональность и гармония. Три крыши разной высоты и крутизны имеют своё значение и придают сооружению своеобразный ритм, делая выразительным силуэт.

Единственное декоративное украшение - ажурное завершение свесов кровли.

 Иконостас Лазаревской церкви Муромского монастыря 14в.
 Схематическая реконструкция.  Рис. И.И.Ярославцева. Источник: http://иконовед.рф/
Иконостас Лазаревской церкви Муромского монастыря 14в. Схематическая реконструкция. Рис. И.И.Ярославцева. Источник: http://иконовед.рф/

В скромном интерьере церкви сохранил двухъярусный иконостас, представляющий большой интерес как один из древнейших иконостасов миниатюрных церквей Севера (16 - 18 века).

В чём секрет гармонии церкви Воскрешения Лазаря?

Заворожённые великолепием многоглавых храмов комплекса, туристы часто проходям мимо чудесного памятника человеческому мастерству.

Лазоревская церковь Муромского монастыря. Фото: Tanya Dedyukhina [CC BY 3.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/3.0)]
Лазоревская церковь Муромского монастыря. Фото: Tanya Dedyukhina [CC BY 3.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/3.0)]
«...глаз отдыхает на изящной простоте маленькой церкви, её бесхитростной и вместе с тем утончённой красоте», - отметил А.В. Ополовников, составивший проект реставрации церкви в 1954 году.

Из Дополнительной описи церквей, ризницы и книгохранилища Муромского монастыря Пудожского уезда, составленной в 1872 г., указано:

В длину церкви с алтарём две сажени (213 см) 5 вершков (4,45 см), в ширину алтарь 2 аршина (71,12 см), 11 вершков, церковь 1 сажень 13 вершков.

Существует несколько преданий об этой церкви, связанных с восстановлением здоровья больных. Известно, что сам преподобный Лазарь жил 105 лет. Вполне можно предположить, что пропорции данного строения обладают гармонизирующим действием на физическое и психическое здоровье людей.

Меры длины. Рисунок из книги Рыбакова "Архитектурная математика древнерусских зодчих"
Меры длины. Рисунок из книги Рыбакова "Архитектурная математика древнерусских зодчих"

Способности архитектурных форм влиять на состояние человека сейчас не вызывает сомнений. Б. А. Рыбаков в своей книге "Архитектурная математика древнерусских зодчих" пишет: "Методы архитектурных расчетов до 14 века нам почти неизвестны, но они восхищают продуманной соразмерностью, удивительной гармонией своих частей, строгой логикой. Строили наши предки, до гениальности — просто!" .

Нельзя называть их исключительно русскими, так как большинство этих мер, легко воспроизводимых человеком (размах рук, поднятие руки и т. п.), было распространено и у других народов.

-9

Ле Корбюзье (1887-1965), один из наиболее значимых архитекторов XX века, имея опыт работы в СССР, изобрёл (?) "революционную" систему пропорций, соразмерную масштабам человека, применимую к архитектуре и механике - Модулор. Альберт Эйнштейн, которому автор Модулора рассказал о своей работе, пишет ему: «Это гамма пропорций, которая делает плохое трудным и хорошее легко достижимым».

Модулор Корбюзье
Модулор Корбюзье

Пример тому, церковь Лазаря Муромского, строитель которой, судя по целительским свойствам здания, по тому, что он сам прожил более 100 лет, а церковь из дерева сохранилась до сей поры (от 500 до 650 лет по разным оценкам), владел секретами древних зодчих, что и продемонстрировал своей работой.

«Там монашкой церковь Лазаря вышла к стогу наугад,
Тихая, смиренноглазая, как и шесть веков назад».
Б.Шмидт

Читайте на канале Архитектура:
Список убийц Андрея Боголюбского на стенах храма
Кижи без гвоздя: правда ли это?
Покров на Нерли: простота или великолепие?

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Забирайте статью на стену в соцсетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.