Найти тему
2,2K подписчиков

Первым делом - самолёты. Месть и любовь - прилагаются. Toaru Hikuushi e no Koiuta

とある飛空士への恋歌

 とある飛空士への恋歌 Жанр: военщина, романтика, приключения, дизельпанк, трагедия
Выходил: январь ― март 2014
Английское название: "Love Song of a Certain Pilot"
Русское название: "Песня любви одному...

Жанр: военщина, романтика, приключения, дизельпанк, трагедия
Выходил: январь ― март 2014
Английское название: "Love Song of a Certain Pilot"
Русское название: "Песня любви одному пилоту"
13 серий
Оценка: 9 из 10

Месть — это правильно. Но умение любить и прощать — светлее.

Помните почти гениальный "Toaru Hikuushi e no Tsuioku"? Здесь — так же: покрытый водой мир с редкими островами и загадочным устройством. Летающие как дирижабли воздушные крейсера. И пропеллерные самолёты. Много. И почти все — историчные, впрочем, может быть и все, я просто некоторые не опознала. Но сама история немного о другом, хотя и перекликается. А ещё здесь ещё бывают огромные летающие острова природного происхождения.

И вот, по окончании затяжной войны (как положено, после государственного переворота в одной — соседи начинают активно лезть на предмет поживиться в ослабленном переворотом государстве) наша республика отправляет принадлежащий ей остров и кучу всякого люда, включая пилотов-курсантов, на исследование феноменов своего мира. Ведь один из участников экспедиции доказал существование легендарного Небесного Источника, значит, возможно и легендарная Небесная Стена существует? Да, именно "легендарные" — про них рассказывалось ранее только в легендах.

Наш герой, Кал-эль Альбус — один из курсантов, попавших в состав экспедиции. И один из тех, кто подозревает, что это — почётная ссылка и дорога в один конец. Впрочем, у него есть определённый резон таки согласиться на это.

А вот это такой сериал, мимо которого я пройти просто не могла. Ровно после "Принцессы и пилота", который действительно если и не шедевр, то 10 из 10 точно. Просто надо было подождать соответствующего настроения. И практически не обманулась.

То есть в разряд ругательств попадает разве что всё-таки некоторая нелогичность отсутствия морских флотов и некоторая предсказуемость ряда моментов и сюжетов. Но с другой стороны, поскольку у нас тут главные герои всё же юношество — то и это воспринимается вполне нормально: они попроще взрослых, значит и если какие-то сюжеты окажутся несложными, то не беда. Конкретно, я очень быстро, раньше, чем это было показано в сериале, "выкупила" Игнацио. Но это, пожалуй, единственный "выкуп", который не слишком очевиден с одной стороны, и с которым не связано интересного нюанса в... режиссуре, что ли.

Ой, ещё вспомнила: как они временами перекрикиваются из самолётов сквозь шум мотора — это бред. При том, что шум моторов в целом учтён.

Дело в том, что я так же быстро "выкупила" Клэр. Но тут есть интересный момент: Ариэль тоже мгновенно догадалась, кто она такая, как только произошли некие события, заставившие Ари внимательно взглянуть на Клэр. Почему? А объяснение есть и совершенно логичное: женщины знают и умеют менять свою внешность очень радикально. Одежда, причёска, макияж, цвет волос — да, все знают про существование подобных вещей. Но для женщин они привычны. Поэтому и представить кого-то в совсем другом виде им легче, чем мужчинам. Ан масс, конечно. Я не говорю о каких-нибудь криминалистах. Ну, вот что у неё, что у меня женские навыки сработали быстро.

Другой момент: комендантша общежития. Что она очень и очень не проста — я поняла быстро. И её способность возникать в самых ответственных моментах всю дорогу носила комедийную окраску. Ну, то есть типа для юмора. Но когда и где — наводило меня на определённые размышления, почему это так. Размышления в последней серии подтвердились. Но как! Честно говоря, такого оборота я всё же не ожидала. С другой стороны — оборот меня привёл в восторг не только логичностью и соответствием мировых реалий, но ещё и душевно. Впрочем, это будет такой лютый спойлер, что смотрите сами.

Я так же предугадала, кто падёт в бою первым. Но и тут — я предугадала может быть за счёт своего опыта в анимэ. Потому что ничего, собственно, вроде бы не предвещало. Но когда нам показали некий жест — я поняла: эти — обречены. Впрочем, один из двух выжил и это очень радует.

Кстати, от "один из двух" мы переходим к восторгам шизомилитаризма. Он тут есть в количестве просто немеряном. Не будет большим спойлером сказать, что в сериале задействовано (появляются по очереди) наша республика, Клан Неба и Священная Империя Левамм. Каждая — со своей техникой. И там всё прекрасно:

Летучие крейсера. У всех — свой дизайн. При этом республиканские — красивые, изукрашенные, многопушечные... Ну красавец-"Ямато" в чистом виде. Клановские — пожалуй, самые скучные, да и то показали их не много. Кстати, насчёт морских флотов тут всё смешнее: это не "летучие крейсера". Флот у нас наличествует: есть и летучие эсминцы, и дредноуты, и авианосцы. Да, а вот у Империи флот эстетичен своей брутальной практичностью. Помните, как у Дивова в "У Билли есть хреновина": "А если прет что-то зловещее, железное, похожее на штурмовик, будьте уверены – сделано в России." ? Вот, это оно. Класс! Вообще, Империя однозначно — Россия. Даже форма похожа.

Далее — самолётики, одна из важнейших частей всего этого дела. И почему "один из двух": дело в том, что республиканцы до последнего момента летают как раз на наиболее загадочных, но и забавных машинах. Это такие конвертопланы типа "Оспрея", только винтовые. И двухместные: пилот и стрелок-радист-наблюдатель. Что забавно и немножко глупо — летают под 300 км/ч, до трёх с лишним километров высоты, но кабины открытые и никаких масок. Но республика вообще наименее исторична. А вот клановцы — откровенные немцы. Штурмовики-бомбардировщики — "Штуки". Истребители — сдаётся мне, микс из "Мессера" и "FW-190". Даже парашютисты-десантники вооружены МР-40! И Имперцы на то ли русских (впрочем, не опознала, они слишком мелькают и слишком редко), то ли британских (хи-хи, ленд-лиз же!) самолётах.

При этом — множество и мелких технических деталей. И ладно бы знание условных жестов пилотов руками, указывающих, что делать соседнему самолёту. Или значение покачивания крыльями. Или распределение ролей на истребители прикрытия, бомбардировщики, торпедоносцы. Или проблемы ориентации в облаках с одной стороны и заметности выше идущего самолёта на фоне Луны с другой? Или что бронебойная торпеда пройдёт сквозь деревянный корпус как сквозь масло и не взорвётся? Про самолётики же. Пожалуй, единственный тут прокол — сюжет про вынужденную посадку на воду. Самолёт — гидроплан. Не повреждён. При этом его бросили.

Но есть и другие мелочи. Например, постановка дымов эсминцами. Или банально: что не заводящийся карбюраторный двигатель автомобиля можно завести с "подкачкой" педали газа?

В общем, визг, писк и восторг шизомилитаризма. А ещё — очень интересный поворот: анимэ у нас штука нихонская. И нихонских реалий тут много. Да тот же рамэн и еда палочками. Но судя по именам — республика всё же европейская, а Нихония присутствует в роли союзной Империи Ши. Ну, потому что в кадетском корпусе наличествуют двое, присланных оттуда, с чисто нихонскими именами. И что дорога к учебным корпусам засажена присланными именно оттуда сакурами. То есть поворот неожиданный: у нас есть условно-европейский и нихонский альянс, который заключает союз с СССР против нацисткой Германии. О как!

Ну, раз уж заговорили про политику, то и продолжим. С политикой тут тоже очень круто. Нет, не только что "враг моего врага — мой друг". Республика же у нас молоденькая. Можно сказать — только что революция была. А почему она была? Нет, понятно, народ бедствовал, всё такое. Но в результате — кто её вёл? А недовольные элиты. А что случилось с "довольными элитами" включая королевскую фамилию? Там такие сюжеты... прямо скажем, взрослые. И, напоследок, то, что я сказала во первых строках: эта экспедиция — она такая уж замечательная? Или это средство под благовидным предлогом выслать навсегда "отработанный материал"? Ну, как, если брать за основу Россию — трибун Революции Троцкий больше не нужен, но слишком популярен, чтобы заводить на него дело. Вышлем. Ну, а потом и киллера подослать можно. А тут и киллеров не нужно — сами загнутся в походе. Короче, политика там есть. И размышления героев "кто зачем тут оказался, и кто тут чья марионетка".

От политики государств перейдём к политике людей. Ну и вообще к людям. Понятно, что у многих героев очень непростая история. И то они сами её рассказывают, то в каких-то флэшбэках нам её показывают. Там всё тоже очень и очень сурово у некоторых. И очень и очень много интересных моментов именно происходящего с ними.

Вот, например, взять Ари (Ариэль вообще-то, но все её зовут по сокращению). Плакса и одновременно постоянно шпыняет нашего главгероя Карла (Кал-эль — это результат некоторых событий его жизни). Довольно неприятная вроде бы должна быть особа. Но если знать их историю? Да даже без неё совершенно понятно, что шпыняет она его эмоционально, но за дело. Очень даже видно, что на самом деле — очень любит и переживает. А когда таки выясняется история — понимаешь и "как" любит. При этом, у данной безусловно могучей девушки находится сил... О, здесь режиссёры потрудились на славу. Как она спрыгивала с качелей! А как выходила из зала, оставив Карла и Клэр! Плюс она ещё обалденно готовит.

Карл, кстати, один из самых неприятных ключевых персонажей. Хотя на самом деле, тут уделено много внимания целой куче. Он слишком много орёт. Он слишком много тупит. Но я полностью согласна с Шарон: "Парни могут иногда натворить такое, что ни в какую голову не прийдёт. Но иногда это идёт им на пользу." И когда Ингасио его хорошенько избил в озере — я просто рукоплескала. Это именно то, что нужно было сделать. Что характерно — им обоим. И как ни странно, несмотря на все эти мои злопыхания — я не могу сказать, что он плох. Он " один из самых неприятных" просто по уровню неприятности. На самом деле он симпатичен тоже. Просто меньше.

А вот к Клэр у меня вообще нареканий нету, например. И её переживания (в отличие от Карловских) хотя замотивированы ничуть не меньше — но куда интереснее и адекватнее.

И матушка Карла — обалденная женщина. По всем, буквально всем возможным статьям благородная и мудрая. То, что я вынесла в эпиграф — это парафраз её слов. Да ещё в каких условиях сказанных, я просто ревела!

Кстати, тут хорошо показано, что вся магия (а она есть в этом мире, кто бы спорил, но лютобешеная у людей — лишь три раза) — зависит от любви. Любишь (и есть способность) — можешь. Не любишь — никакие способности не помогут. Опять ревела, теперь уже счастливо.

О, да, ревела я тут просто практически не переставая. И даже не злилась на комедийные моменты, временами скатывающиеся на уровень "герой споткнулся и упал на героиню". Потому что слёзы всё-таки промокнуть надо. Там просто сумасшедшее количество как моментов, так и идей, которые вызывают слёзы всех оттенков.

Кстати, не обойдён вниманием и знакомый мне факт: гибель первого соратника в бою — вызывает шок, слёзы и истерику на могиле. А дальше, увы, почти привыкаешь. Может быть и плачешь, но совсем не так. И уже без шока. Наоборот, (и это большой плюс Карлу) можешь впасть в такое правильное то ли берсеркрство, то ли военное отрешение.

Вообще, потрясающе показано умение жертвовать собой. Не только как камиказе. Во всех вариантах. Но очень обдуманное. Или хотя бы эмоционально пережитое. Вопрос осознания долга. Единственно что, связанное с этим моментом — я была очень возмущена гадским и навеянным гендерными стереотипами ходом сценаристов: когда курсантов посылают в практически самоубийственную миссию прикрытия самолёта-разведчика, а инструкторша Соня отказывается выполнять этот приказ и говорит им ехать в укрытие... Тут ведь какая штука: да, миссия практически самоубийственная. Не камикадзе, но шансы вернуться — малы, посбивают. Тем не менее — без прикрытия разведчик не передаст информации. И всё станет только хуже. Тут у любого нормального воина включится лампочка: "Помочь нашим!" Неэтично для офицера отдавать такие приказы. На такие миссии вызывают добровольцев, а не шлют в приказном порядке. Но я о чём: лампочка зажглась. Но к моему возмущению — только у части парней. И что особенно взбесило — ни у одной девушки. Неправильно это. У той же Нанако, я уверена, должна была включиться онна-бугэйся. У-у-у, просто выносит меня опять на все эти маты про слабых женщин и сильных мужчин!

Ещё немного огорчило два момента в мироустройстве и режиссуре: С "русскими" у нас проблемка: они же живут на стороне, где Край Небес. И что - не изучили его, по рандомным летучим островам? Не смешно. А впрочем, у них же другие интересы, по поводу носителей Силы. Но и порадовало: гуманно - Нину они на препарацию не запросили. Впрочем, объяснения тому вполне неплохие.

И несколько огорчило, что переход через территории Империи вообще практически пропущен. Было бы очень интересно на неё посмотреть. А пара не сильно воинственных, но с напрягами в культуре и политике эпизодов не помешали бы. Это был бы такой вполне оправданный (как ни странно) "филлер". Впрочем, есть подозрение, о котором в следующем абзаце.

В результате же мы имеем забавную, но шикарную ситуацию. В последних сериях возникает некий шикарный контр-заговор; неожиданный поворот с Ниной (вот, кстати, тоже вариант "Помочь нашим!") явно требует продолжения; да и взаимоотношения с Империей... ну, как оно в мире и бывает. Т.е. второй сезон не напрашивается, а просто требуется. Ну, а коли взаимоотношения с Империей — значит и про неё будет побольше.

Не знаю, будет ли второй сезон на самом деле. Но и первый радует безмерно. Фильм, безусловно лучше. Но он другой и о другом. Да и мир там всё же другой. Так что смотреть — надо. Да. И это очень важно. Школьники не спасли мир без отрыва от обучения. Спасали мир в основном другие люди. А школьники - делали что могли и выполняли свой долг, постепенно становясь офицерами. Кто дожил.