Найти тему
Ирксиб

В Усть-Илимске около 300 человек могут лишиться работы из-за действий налоговой инспекции

ИФНС считает работодателя с несколькими сотнями сотрудников нереальной, иными словами «фирмой-однодневкой».

С 2008 года в нашей стране 26 мая ежегодно отмечается День российского предпринимательства. Праздник этот молодой, о котором мало кто знает. В том числе и для редакции «ИркСиб» было некоторым откровением узнать, что существует такой праздник. Поэтому мы решили подготовить материал ко Дню Российского предпринимательства о том, как чувствует себя предприниматель в условиях экономики России. Заодно хотели выяснить, знают ли сами виновники торжества о своем празднике. Мы пообщались с рядом представителей бизнес-сообщества, и идея материала претерпела значительные изменения. В разговоре практически все предприниматели отметили, что бизнес — это постоянная борьба с государственными органами, когда предприятие вынуждено не развиваться, а отбиваться от надуманных требований и нападок со стороны «государевых» людей, в результате чего создается впечатление, будто чиновники преследуют какие-то свои цели, которые никак не пересекаются с государственными интересами.

Мы уверены, у людей от бизнеса и от государства может быть своя правда, не всегда совпадающая, но при этом обе стороны должны, как нам кажется, быть заинтересованы в развитии производств на территории страны и создании большего количества рабочих мест. Однако история одного бизнеса настолько поразила своей абсурдностью в части противостояния с государством, что мы выносим ее отдельно.

История касается иркутского предприятия ООО «Спектр» и его противостояния с налоговыми органами. Суть спора в том, что налоговые органы считают ООО «Спектр», где на лесоперерабатывающем заводе трудятся несколько сотен человек, предприятием, которое не ведет никакой реальной деятельности, а является, по мнению налогового органа, «фирмой-однодневкой». С 2016 года ООО «Спектр» пытается доказать ИФНС по Октябрьскому округу Иркутска и областному Управлению ФНС, что это реальное предприятие, производящее пиломатериалы на построенном фирмой же заводе в Усть-Илимске, а затем экспортирует пиломатериалы.

Фото с предприятия предоставлено ООО «Спектр».

Речь идет о ставке НДС 0%, которая предоставляется всем компаниям-экспортерам. Введена она для того, чтобы фирмы, грубо говоря, не платили за собственный товар дважды — при экспорте они уже уплачивают таможенные пошлины, которые обычно выше стандартной ставки НДС.

Почему же ИФНС по Октябрьскому округу Иркутска отказывает ООО «Спектр» в применении ставки НДС 0%? Налоговый орган обвиняет предприятие в экспорте леса «без деловой цели», то есть фактически называет «фирмой-однодневкой».

Претензии налоговиков относятся к 2016 году, когда ООО «Спектр» еще занималось только торговыми операциями, но уже готовилось открыть производство в Усть-Илимске, закупало технику. Тогда основная деятельность компании заключалась в покупке лесоматериалов и перепродаже с наценкой в Китай. Налоговая инспекция уверена, что фирма фактически не вела никакой деятельности, а экспортом на деле занимался заготовщик древесины — «Байкаллес».

Преступный сговор или деловое сотрудничество?

По словам представителей «Спектра» ситуация обстояла совсем иначе. Несколько лет назад ООО «Спектр», установив деловые связи с заграничными компаниями, решило покупать древесину у ООО «Байкаллес», которая занималась заготовкой леса и имела для этого и людей, и технику, и транспорт, но не имела ни опыта экспортной деятельности, ни внешнеторговых контактов. Интересы ООО «БайкалЛес» и ООО «Спектр» были взаимовыгодны, а потому компании стали сотрудничать.

Одной из пород, экспортом которой занималось ООО «Спектр», была сосна сибирская. По закону, продажа за рубеж этой древесины облагается пошлиной в размере 80% от стоимости. Однако, компании, которые более трех лет занимаются экспортом сосны, могут получить квоту на вывоз определенного объема породы с уплатой пошлины в 15%.

В таких условиях один из способов развития бизнеса — это покупка компаний, имеющих квоту, но, по каким-то причинам, не желающих или не имеющих возможности ее реализовать. Так и поступил владелец ООО «Спектр». В итоге он стал руководителем 10 фирм. Все они занимались реальным бизнесом по экспорту древесины, уплачивали в бюджет налоги со своей деятельности. Поставщиком же товара, как уже отмечалось, в тот период выступал «Байкаллес», которое занималось своим бизнесом – заготовкой, транспортировкой и продажей древесины оптом. 

-2

Фото с предприятия предоставлено ООО «Спектр».

В целом, это обычная ситуация в стране, где на словах государство всеми силами поддерживает малый и средний бизнес, а на деле малый и средний бизнес ищет варианты, как при объявленной государственной поддержке выжить.

Налоговый орган видит ситуацию по-своему. На взгляд сотрудников ИФНС, все 10 компаний-экспортеров не самостоятельны и нужны были «Байкаллесу», чтобы пользоваться пониженными таможенными пошлинами. Но что мешало ему в таком случае самостоятельно продавать другие породы древесины, на которые не распространяются квоты, налоговики не уточняют.

Разногласия между коммерческой организацией и налоговыми органами по закону призван разрешать в разумные сроки Арбитражный суд. Именно этим и занят Арбитражный суд Иркутской области уже на протяжении почти полутора лет. Дело рассматривается по второму кругу, причем Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал несостоятельной позицию Инспекции по Октябрьскому округу и областного Управления ФНС о том, что «Спектр» не является самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, и его деятельность не направлена на получение прибыли. Однако, несмотря на разъяснения вышестоящей судебной инстанции спор, тем не менее, продолжается.

Дело дошло до того, что представители ООО «Спектр» в подтверждение своей позиции представили в Арбитражный суд Иркутской области видеоролик, снятый одной из телерадиокомпанией о работе предприятия сегодня, в котором представители «Спектр» просят суд обратить внимание на технику, приобретенную еще в 2016 году, как раз из средств экспортной выручки, которая используется на производстве «Спектр» по сей день.

Доказать без доказательств

Подведем промежуточный итог. Торговая фирма, имеющая деловые связи в КНР, директор которой умеет вести переговоры с китайскими партнерами, закупает сосну и древесину других пород у компании, которая занимается исключительно заготовкой леса и не намерена выходить на внешний рынок. Это сырье с наценкой продается в Китай с уплатой всех таможенных пошлин. Где же здесь отсутствие «деловой цели»? 

Однако налоговый орган упорно продолжает утверждать, что экспортировала лес компания-заготовщик, так как у ООО «Спектр» на тот момент не было достаточного, в их понимании, штата сотрудников. Довод странный, ведь для ИФНС не должно быть секретом, что во множестве торговых компаний, которые занимаются перепродажей товаров с наценкой, порой, единственным сотрудником является директор. Именно он занимается переговорами и проводит все сделки, ведет бухгалтерию, а, при необходимости, привлекает подрядчиков. 

В 2016 году учредитель пришел к выводу, что бизнес пора развивать за счет собственного производства, чтобы продавать на экспорт не сырье, а готовый продукт. В это время в Усть-Илимске банкротился деревообрабатывающий завод, его сотрудники лишались работы. Многих из них трудоустроило ООО «Спектр». Средства на развитие собственного производства предприятие заработало как раз благодаря торговым операциям, которые, по мнению ИФНС, «не имели деловой цели». 

В октябре 2016 года «ИркСиб» сообщал, что ООО «Спектр» спасает основанное еще в 1989 году деревообрабатывающее предприятие в Усть-Илимске и продолжит производство продукции, развивая его производственные мощности на промплощадке ЛПК. В тот момент ООО «Спектр» поддержали в областном Министерстве лесного комплекса и в администрации Усть-Илимска. 

Поддержка бизнеса на словах и на деле

Сейчас ООО «Спектр» — социально-значимое предприятие, одно из крупнейших в Усть-Илимске, создавшее сотни рабочих мест. Напомним, что это моногород, где каждое рабочее место — на вес золота. С 2016 по 2018 год компания перечислила в бюджет только НДФЛ и страховых взносов на сумму 24,6 миллиона рублей.

Также ООО «Спектр» направляет средства на социальные цели и благотворительность: проводит корпоративные мероприятия, поощряет участие работников в городских соревнованиях. В 2018 году компания поддержала усть-илимский спортивный клуб «Ангара-Илим». На развитие материальной базы клуба ООО «Спектр» направило 1,3 миллиона рублей. Еще 250 тысяч рублей фирма передала региональному отделению «Всероссийского добровольного пожарного общества» на проведения чемпионата.

Сейчас на заводе «Спектр» трудится 271 человек. Кроме того, в этом году готовятся к открытию сушильный цех, цех сортировки сухих пиломатериалов и производство топливных пеллет из отходов лесопиления, где будет создано еще более 100 рабочих мест.

-3

Фото с предприятия предоставлено ООО «Спектр».

Но все эти планы могут пойти прахом. По словам представителя ООО «Спектр», если ИФНС выиграет процесс, компания обанкротится, так как вынуждена будет выплатить НДС по ставке 18%, заплатив до этого таможенные платежи, то есть фактически второй раз внесет платежи в бюджетную систему РФ. В результате все сотрудники предприятия останутся без работы, а их семьи — без средств к существованию. Люди, уже пережившие банкротство работодателя в 2016 году, снова окажутся на улице. Только на этот раз спасать их будет уже некому.

Иронично, но в России очень много говорят о поддержке бизнеса. В очередной раз президент Владимир Путин затронул тему необоснованного давления на предпринимателей со стороны государственных ведомств в феврале этого года в традиционном послании Федеральному Собранию. 

«Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства, — сказал глава государства. — Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из Посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась».

Он добавил, что в целом по стране 45% уголовных дел в отношении предпринимателей не доходят до суда. Из этого президент сделал вывод, что возбуждались эти дела необоснованно.

«А что это значит на практике? В результате на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в этой связи, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу. Давайте вдумаемся в эту цифру, это становится серьезной проблемой для экономики», — констатировал Владимир Путин.

Очередное заседание по делу ООО «Спектр» назначено на 6 июня. Станет ли оно последним, неизвестно. А пока эта тяжба дамокловым мечом висит не только над руководством ООО «Спектр», но и над сотнями семей работников предприятия.

В настоящее время ситуация выглядит именно так, что президент на всю страну объявляет о необходимости поддержки малого бизнеса, а на деле исполнители поручений президента направляют лучшие свои кадры в суды, чтобы этот самый малый бизнес банкротить.

Читайте новости по официальным пресс-релизам о поддержке малого бизнеса и об улучшении инвестиционного климата в Иркутской области на нашем сайте. Мы продолжаем следить за развитием ситуации.

ИА «ИркСиб».